Первый рыцарь из рода "Динамо"

9 Апреля 2003
Николай ДОЛГОПОЛОВ

ДИНАМО — 80 ЛЕТ
И в свои сто с лишним он бодр, всегда тщательно одет во все выглаженное-выстиранное и совсем не стариковское. Быстро реагирует на вопросы - поражает его фантастическая память. Он один из основателей спортивного общества "Динамо", которое 18 апреля отметит свое 80-летие. О спорте, о том, что помогло не просто дотянуть до ста лет, но и остаться в неплохой физической форме, — наш разговор со старейшим чекистом России Борисом Игнатьевичем Гудзем.

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ШТИРЛИЦА
Борис Игнатьевич отпраздновал свое столетие 19 августа 2002 года. В разведку он пришел еще при Дзержинском, в 1923-м: в ЧК пригласил знаменитый разведчик Артузов. Гудзь участвовал в хрестоматийно-успешной операции "Трест". Потом создавал нечто похожее в Иркутске, дуря головы террористам из белой эмиграции и японской военной миссии в Харбине. В 1934-м стал резидентом советской разведки в Токио.
В 1936 году вернулся в Москву и больше года занимался в Разведуправлении Генштаба Красной Армии дальневосточными делами. Особенно запомнилось все связанное с неким Рамзаем, больше известным у нас и в мире как Рихард Зорге. В 1937-м арестовали сестру Гудзя. А его, полкового комиссара и удачливого разведчика, уволили из органов, исключили из партии. Он устроился шофером, потом дорос до начальника автоколонны. Почему не расстреляли, как многих и многих его товарищей — Борис Игнатьевич и сам не знает, а новые и молодые коллеги по службе, которые отыскали его лишь в конце 70-х, считают, что он родился в рубашке.

У МЕНЯ ПРОСТЫЕ РЕЦЕПТЫ
Сегодня его большая комната, заваленная бумагами и документами, разложенными в порядке, понятном только хозяину, явно преобразилась. Идеальная чистота, стопочки бумаг разложены ну просто в идеальном порядке. Да и сам Гудзь — в ярком блейзере, новом галстуке с удовольствием представляет меня приятной женщине:
- Знакомьтесь, моя супруга. Долгие годы помогала мне собирать материалы для работы. Теперь мы вполне законным образом вместе.
Искренне поздравляю и задаюсь вопросом, видели ли в московских загсах, чтобы человек вот так осознанно и по любви вступал в брак на 101-м году жизни
 — Как все-таки удалось не просто дотянуть до столетия, но и остаться достаточно бодрым, работоспособным?
Есть ли у Бориса Игнатьевича рецепты долголетия? Ну вроде бы не пьет, не курит.
 — Не вроде бы, а принципиально не занимаюсь ни тем, ни другим, — улыбается Гудзь. — Пробовал в молодости курить, но понял: абсолютно вредная вещь, отрава. На кой черт добровольно себя травить — Не буду я этим заниматься. А пьяным, или — как это говорят — - выпивши, был один раз в жизни. Отдыхал в Крыму в доме отдыха ОГПУ. Раньше это был Дом князя Юсупова. Ну того самого, знаменитого убийцы Распутина. Недалеко — винный завод, раньше тоже юсуповский, а при нем — кабачок. И заглянули мы туда с ребятами сразу после приезда. Выпили вина по стакану. Я запьянел и обратно в дом отдыха вернулся в состоянии пьяном. Все прошло тихо — не хулиганил, не скандалил, но тот раз так и остался единственным.
 — Это какой же был год?
 — Наверное, что-нибудь 1925-й или 1926-й. С тех пор изредка, не систематически - на Новый год, на день чекиста — рюмку красного вина. Ну иногда полстаканчика. У меня в холодильнике — бутылочка красного. Не желаете?
 — Спасибо, я тоже — нет.
- А еще две пол-литры водки всегда держу для гостей. Но только для них. У меня, что для ста лет не мудрено, колит, гастрит. И я отделываюсь от них английским режимом. Утром, это закон, овсяная каша, люблю геркулес.

СИЛА В ДВИЖЕНИИ
 — Нельзя сказать, что с детства у меня было богатырское здоровье. Но занимался спортом. Не улыбайтесь столь иронично — помогало и помогает.
 — Чем же именно увлекались?
- Сокольской гимнастикой. В свое время популярный комплекс упражнений — турник, брусья, кольца. Когда работал в контрразведке, я организовал спортивные группы из сотрудников — тренировались утром, до работы. Горжусь, что довелось стать одним из основателей "Динамо". У меня каким-то случайным образом сохранился членский билет "Динамо" за одним из первых номеров. Потом занимался городками, футболом, плаванием. Затем пересел на велосипед, а уж с автомобиля не слезал до 90. Играл в большой теннис. Много чего перепробовал. Разве что с парашютом, в отличие от многих коллег, не прыгал.
Вы, вероятно, заметили, что до известной степени я человек суетливый, вечно в движении. Всегда предпочитал быть на ногах. За столом долго не сидел. Знаете, даже в самые напряженные времена войн вырывал моменты для физкультуры. Я в военные годы был начальником цеха по восстановлению немецких машин. Ездил на границу, на фронт. Выбирал эти машины, ремонтировал и старался постоянно быть в движении. Какой лозунг у "Динамо"? По-прежнему "Динамо" — это сила в движении!"
 — По-моему, так и осталось.
 — Точно, так и осталось. Знаете, где-то в завершение своей гражданской карьеры возглавлял я жилищно-бытовой отдел управления грузового транспорта Моссовета. Казалось, обреченный на сидение за столом конторщик. А я по всем общежитиям разъезжал. Бегал, организовывал подводку газа под эти кухни коммунальные, общаги эти. Тренировка ног. Так что рецепт мой прост. Должно быть простое сочетание: не пить-не курить, режим питания плюс спорт. И надо во что бы то ни стало оставаться деятельным. Живой характер способствует долголетию. Плюс никогда не пренебрегайте медициной. Если надо делать операцию — значит надо. Только ту, что крайне необходима. Лет 11 назад мне предлагали: предстояло серьезнейшее хирургическое вмешательство. Но я отказался. Ведь сейчас появляются лекарства, о которых в моем прошлом веке и не мечтали. Пью полную чайную ложку одного лекарства три раза в день, и более или менее терпимо. Благодарю мое чекистское ведомство — сколько оно здесь для меня сделало. Осенью 2002-го провел два срока в нашем подмосковном санатории.
 — А за город, на дачу выезжаете?
 — Нет у меня никакой дачи. Я все время здесь, в этой квартире. Но хожу, гуляю. И вообще, должен вам сказать, 2002-й выдался удачным. Приняли в члены общества по изучению российских спецслужб. И, если не ошибаюсь, мне первым в этом нашем обществе присуждена премия имени Артузова — моего учителя. Дорогущий подарок! Так что побольше оптимизма. И не только на работе. Учитесь общаться с людьми. Попадал в такие положения, что мог бы превратиться в пессимиста и давно, много раз, сдох бы. А я остался устойчивым оптимистом. Это, быть может, и дало возможность прожить долгую жизнь. Есть еще пара советов. Никому ни на что не жалуйтесь. Разве что врачам, с ними требуется откровенность. И не имейте дурной привычки расстраиваться из-за тех неприятных событий, которые еще не произошли.


Источник: Советский спорт
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой