Разведка — дело публичное

1 Февраля 2001
Владимир БЕРЕЗИН, Владимир РОЗАНОВ

Скандал вокруг книги Ричарда Томлинсона — это битва имперских PR-технологий.
Richard Tomlinson. The Big Breach: From Top Secret To Maximum Security. — М.: Народный Вариант, 2001, 340 с.

Появление этой книги весьма симптоматично для современного состояния спецслужб. И не только потому, что британская разведслужба сразу же обвинила автора в том, что он напечатал свои, по сути, мемуары за "взятку" российской разведке. Тридцать долларов, которые стоит пока этот том, некоторые сравнивали с тридцатью сребрениками, ну и тому подобное дальше. Особенно комично выглядят упреки Томлинсону со стороны бывшего советского разведчика, а ныне перебежчика Олега Гордиевского.
О бюрократической и неэффективной работе британской разведки Грэм Грин, скажем, писал очень давно. При этом же количество секретов, рассказанных Томлинсоном в этот раз, постоянно подчеркивает сама служба МИ-6, не так велико, а за шесть лет, прошедших с его увольнения, произошло много изменений в мире. Сотрудник, дескать, был не самого высокого ранга и давно уволен. Однако перепечатка "The Big Breach" в Sanday Times запрещалась в судебном порядке и отменена только что. Сейчас сообщают, что книга Томлинсона выйдет и в Великобритании в издательстве "Мейнстрим".
Томлинсон действительно пишет о методах работы, именно о методах, но дозирует свою информацию, заменяет некоторые имена (некоторым своим бывшим коллегам он, правда, дает довольно обидные клички). Причем пишет довольно забавно, нескучным разговорным языком. А уж диалоги типа "Где ваш ствол? Тот, что вы привезли из Боснии! — Ржавеет на дне Адриатики!"... Прямо детективный роман. Иронизирует Томлинсон, даже когда рассказывает о том, как его работа в МИ-6 заместилась игрой в кошки-мышки по всему земному шару.
В его рассказах про эту беготню есть масса забавных — и не только — эпизодов, когда он издевается над косностью бывших коллег, прослушивающих его телефон. Он иронизирует и над собой, сравнивая свою фигуру с вывернутыми руками в наручниках с видом тушеной курицы. Почти фантастичны истории про то, как одни государства дают ему визу просто потому, что другие просят не давать. А вот он прячет диск с информацией в телевизоре, и у него забирают все — мобильный телефон, компьютер и даже пульт от этого самого телевизора, но диск остается на месте. Книгу, кстати, сравнивают с Х-файлами, а некоторые читатели считают, что реальную МИ-6 трудно узнать в образе, созданном Ричардом Томлинсоном.
Однако скандал вокруг книги прежде всего связан не с тем, выдал ее автор врагу что-то или нет. Выдать противнику можно все тихо и незаметно. Скандал произошел потому, что Томлинсон рассказал все так называемой общественности. Вечная, неослабевающая война между разведками окончательно превратилась в войну PR-технологий. Поэтому с точки зрения внутренней работы разведки секреты Томлинсона — маленькая дырка, а с точки зрения public relations — очень неприятная прореха. Разрыв, брешь — название его книги переводится по-разному. (В том числе даже и "Большой побег".) Причем не все западные государства оказались едиными в охоте на Ричарда Томлинсона.
Сам Ричард Томлинсон, отвечая на вопросы корреспондента "Независимой газеты", заметил, что он пока не собирается приезжать в Москву, обещав несколько позже объяснить причины более подробно. В частности, он не хочет давать лишние козыри тем, кто обвиняет его в связях с российской разведкой, и не исключает, что после визита в Россию его тут же арестуют по ордеру британских властей...
Совершенно, кстати, не важно, финансировали ли наши спецслужбы это издание. То есть в контексте жизни самого Томлинсона, с точки зрения истории разведки и вообще исторической правды это важно, а с точки зрения обывателя — нет. Книга все равно обречена пусть не на самый большой, но на коммерческий успех. Запретительные акции в разных странах сделали ей блестящую рекламу. Важно по сути то, что она все же будет восприниматься как ответ на книги Гордиевского и других перебежчиков, как голос "с другой стороны", как PR-ход. И ход довольно красивый, хоть и довольно рискованный, поскольку, как замечает Игорь Коротченко ("НГ" от 27.01.2001): "Растерянность и ярость — вот как можно охарактеризовать настроения, царящие сейчас не только в руководящем эшелоне английской разведки, но и в резиденции Тони Блэра. Ведь теперь на тщательно выверенных отношениях с Кремлем можно ставить крест. Если принять утверждения МИ-6 о "руке СВР" в скандале с Томлинсоном, то из них вытекает один весьма интересный вывод: нынешний шеф Службы внешней разведки генерал-полковник Сергей Лебедев, реализуя столь ответственное "активное" мероприятие, не мог не согласовать свои действия с Президентом РФ. Следовательно, выход "Большой бреши" был санкционирован лично Путиным, унизившим тем самым Лондон".
Действительно, в подобной игре один неожиданный и резкий ход влечет за собой целую серию — как в шахматах. Только целью игры становится максимально неудобное положение противника на доске. Видимо, изменится режим секретности спецслужб Великобритании; видимо, произойдут новые PR-акции... Битвы между современными разведками — битвы публичные.
Есть и другая, не менее забавная сторона вопроса, уже касающаяся авторского права. По соглашению Томлинсона с британской разведкой авторские права на подобное издание должны были принадлежать самой разведке. То есть в юридические обстоятельства скандала, связанные до этого с нарушениями Акта о государственных секретах, добавляются дополнительные — связанные с авторским правом. Как именно они проявятся — дело ближайшего будущего.

Источник: Независимая газета
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой