Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин рассказал в эксклюзивном интервью ТАСС о сотрудничестве с зарубежными спецслужбами, утрате США позиции единственной сверхдержавы, а также поделился оценками кампании Запада против российских спортсменов и Олимпиады в Пекине.
— Мы с вами встречаемся в дни проведения Олимпиады в Токио. И Олимпиада для многих сейчас выглядит пиром во время чумы: с одной стороны, не унимается пандемия, с другой стороны — в разгаре многие региональные кризисы. С чем, по вашему мнению, связан такой кризисный потенциал? Это естественный ход истории или все же рукотворные проблемы?
— Действительно, пустые трибуны на стадионах токийской Олимпиады и довольно жесткие санитарные требования к участникам, к спортсменам, к немногочисленным гостям Олимпиады могут показаться такой тяжелой иллюстрацией непростых глобальных процессов, которые происходят в мире. И это впечатление усиливается, когда читаешь новостные ленты и кроме информации о спортивных победах видишь сообщения о довольно страшных, тяжелых климатических, природных проявлениях и даже катастрофах в различных частях света.
Есть информация и о новых модификациях, мутациях коронавируса, новых и, может быть, более серьезных, более жестких по отношению к человеку. Все время информация идет и об усилении террористических угроз на Ближнем, Среднем Востоке, в Центральной Азии.
И конечно, такой клубок геополитических, эпидемиологических и климатических проблем — это не случайное совпадение фактов и событий, это закономерный итог тех глобальных процессов, которые сегодня развиваются в мире. Прежде всего я имею в виду тенденцию утраты Соединенными Штатами позиции единственной сверхдержавы в мире. В этих условиях Соединенные Штаты уже не могут в одиночку регулировать такие глобальные мировые кризисы, о которых мы с вами только что говорили.
Ну а коронакризис — он таким, как мне представляется, довольно наглядным образом высветил тот факт, что "король-то голый". Соединенные Штаты в этой сложной ситуации перед лицом пандемии коронавируса проявили свою полную растерянность, что существенным образом повлияло на снижение авторитета США в глазах мирового сообщества.
Дальше события развивались. Принятие Соединенными Штатами решения о выходе американских войск из Афганистана, о прекращении военной операции в Ираке еще и еще раз подтвердило, что так называемый гегемон уже не в состоянии, да и не желает нести ответственность за урегулирование сложных политических событий и сложных мировых кризисов.
Таким образом, можно сказать, что нынешнее состояние мировых процессов является, с одной стороны, исторически обоснованным, а с другой стороны, это отчасти и рукотворное явление.
— Все это поводы для пессимизма?
— Есть и хорошая сторона медали. По выражению Аристотеля, "природа не терпит пустоты", потому и не может долгое время продолжаться вакуум власти. И мы, наверное, с вами являемся свидетелями таких, я бы сказал, "предродовых схваток", с которыми появляется на свет новый многополярный мир, уже освобожденный от надменной гегемонии какого-либо государства.
— Что касается США и Афганистана. Незадолго до Олимпиады кризис в Афганистане вспыхнул с новой силой. Сотрудничают ли российские спецслужбы со спецслужбами США во благо разрешения данного кризиса?
— В целом, конечно, события в Афганистане развиваются по кризисному сценарию. Ситуация буквально с каждым днем деградирует, движение "Талибан" (запрещено в РФ — прим. ТАСС) контролирует все больше и больше территории этой страны, и будущее Афганистана кажется весьма и весьма туманным.
Мы действительно поддерживаем контакты со многими спецслужбами стран региона, прежде всего с нашими друзьями из стран Центральной Азии, стран СНГ, с китайскими коллегами, с коллегами из Пакистана, Индии, Ирана. Не только обмениваемся оперативной, сигнальной информацией, но и в том числе ведем экспертные консультации на предмет того, как будет развиваться ситуация в этой стране дальше.
Что касается нашего взаимодействия с Центральным разведывательным управлением [США], то ЦРУ для нас является партнерской службой, традиционно обмениваемся оперативной, разведывательной информацией по целому кругу вопросов, касающихся общей глобальной темы борьбы с международным терроризмом. Вот по этой теме обмен продолжается, может быть, он не такой активный, как прежде, но тем не менее мы действительно вместе работаем.
— Заглядывая чуть вперед. Через год ожидается Олимпиада в Пекине. Нынешнее развитие событий в мире позволяет предполагать, что в отношении Китая может быть развернута целая кампания вплоть до бойкота Олимпиады. Как вы можете это прокомментировать?
— Мы с сожалением наблюдаем нападки на будущую Олимпиаду в Пекине. Вспоминаются и такие необоснованные нападки бывшего госсекретаря США Майка Помпео, который в начале года заявил о том, что Пекин попытается отвлечь внимание мирового сообщества от внутренних репрессий. Кроме того, как известно, в Конгрессе США есть несколько инициатив с призывом к мировому сообществу объявить экономический и дипломатический бойкот Олимпиады. Однако история проведения зимней Олимпиады 2014 года в России и первенства мира по футболу, которое прошло в России в 2018 году, показывает, что таким политизированным попыткам испортить спортивный праздник для мировой спортивной общественности можно и нужно поставить преграды.
— Олимпиада-2022 состоится?
— Хотел бы обратить ваше внимание еще на одно обстоятельство. В спортивном мире, как нам представляется, уже накопилась усталость от этой политизированной западной кампании против мирового спорта и, в частности, ангажированного и политизированного давления на российских спортсменов, атлетов. В мире все больше и больше понимают и ощущают, что основной ущерб политизацией спорта нанесен репутации международных организаций, которые являются во многом проводниками этой политики. Прежде всего я имею в виду Всемирное антидопинговое агентство, которое существенно потеряло потенциал. Нанесен довольно значительный ущерб авторитету этой организации. Так что мы уверены, что Олимпиада в Пекине состоится и это будет большой праздник спорта и праздник мира.
Публикации за Июль 2021