Вся жизнь под грифом «секретно», каждая командировка — государственная тайна. Ведь на кону — защита родины. Сегодня вековой юбилей отмечает Служба внешней разведки России. Чтобы добыть важнейшую информацию, наши агенты по всему миру внедрялись под чужими именами и биографиями, долгие годы были в разлуке с семьей и близкими. И большинство успешных операций, которые были проведены за это столетие, засекречены до сих пор. О некоторых деталях глава СВР Сергей Нарышкин рассказал в эксклюзивном интервью.
К 100-летию СВР главный разведчик страны поделился своим опытом работы за границей — в посольстве в Брюсселе, где находится штаб-квартира НАТО. Обычно именно «под крышей» официальных представительств действуют так называемые легальные резидентуры.
«Прежде чем получил вот такую задачу и был направлен в долгосрочную загранкомандировку, уже приобрел скромный, но достаточный опыт работы с территории Российской Федерации, поэтому мне было, может быть, не так сложно освоиться. Работа интересная, захватывающая, увлекательная, конечно, порой опасная, но все работают с пониманием того, что это нужно стране», — сказал Сергей Нарышкин.
Большая часть столетней истории до сих под грифом «секретно», но подвиги разведчиков в Великой Отечественной попали в учебники. О приближении войны Москва узнает из шифровок и начинает подготовку. В переломный 1943-й перед Курской битвой получает детальный разбор немецкой армии. А история о том, как незадолго до Победы союзники пытались договориться с Гитлером, ляжет в основу главного фильма о разведчиках — «Семнадцать мгновений весны».
Впрочем, во все времена сильные выдающиеся личности работали на разведку. Например, Географ Николай Пржевальский или знаменитый химик Дмитрий Менделеев, добывший секрет производства бездымного пороха.
Штучная профессия — разведчики-нелегалы. Те, что всю жизнь под чужими именами раскрывают зарубежные тайны. А как сегодня отбирают будущих разведчиков?
«По интеллекту, психологической устойчивости, коммуникабельности, а главное – понять, какова его истинная мотивация», — говорит Сергей Нарышкин.
А еще возраст — до 30, свободное владение минимум одним иностранным языком — главный навык разведчика во всем времена. А вот по части — техники и связи — поменялось многое.
— Выходит, раньше нелегалам проще было начать новую жизнь? Одна, скажем, фотография, затерявшаяся на просторах интернета, может все испортить.
«Мне нравится ход ваших мыслей, и я коротко отвечу, что вы правы, трудно, но возможно», — ответил глава СВР.
В цифровой век возможностей стало больше. Открытых источников информации столько, что, кажется, не выходя из кабинета, можно раскрыть многие тайны. Но разведывательное искусство востребовано будет всегда.
«Информация, которая добывается разведкой, подчас служит дополнительной информацией, и мы являемся таким дополнительным источником. А чаще всего мы являемся единственным источником. Добываемая нами информация не может быть получена иным путем, потому что она не находится в публичном поле, потому и существует особая сфера государственной деятельности, как разведка», — отметил Сергей Нарышкин.
И тяжелую работу там выполняют люди, чьи имена мы не никогда узнаем, но и идут служить в разведку не за славой.
Сегодня на Первом канале смотрите сразу несколько документальных фильмов к 100-летию СВР. В 13:00 — лента «Его звали Майор Вихрь» о легендарном разведчике Алексее Ботяне. После картина «Бомба. Наши в Лос-Аламосе» — об одной из самых сложнейших и опасных операций, благодаря которой третья мировая закончилась, не успев начаться. В 17:50 — большой праздничный концерт ко Дню работника органов безопасности.
Публикации за Декабрь 2020