Илона Егиазарова
Алексей Николаевич Ботян – человек удивительной судьбы: прожил 103 года, прошел Великую Отечественную войну на передовой и не получил ни одного ранения, а высокого звания Героя России удостоился спустя 63 года после своего главного подвига…
Партизан Лексейка
…Ярко-синие цепкие глаза, которые будто вглядываются в самую твою душу, резкость и стремительность движений… Свое прозвище «майор Вихрь» явно получил не зря. Да-да, именно биография Ботяна легла в основу знаменитого романа Юлиана Семенова и одноименного фильма Евгения Ташкова.
Ровесник Октября, родившийся еще в Российской империи, доживавшей тогда свои последние дни, Алексей Николаевич в юности неожиданно для себя оказался гражданином Польши – именно к этой стране отошли родные для Ботяна земли Западной Белоруссии. По этой причине Алексей и вступил во Вторую мировую войну в самый первый ее день – 1 сентября 1939 года. Как польский гражданин, проходил службу в польской армии, на момент начала войны был капралом зенитной артиллерии. Расчет, в котором он служил наводчиком орудия, успел уничтожить три фашистских юнкерса, о чем Ботян часто и с удовольствием вспоминал.
Однако Польша вскоре капитулировала («вот так они воевали без Красной армии – за две недели страна пала», – комментировал Ботян), а воинская часть, в которой служил Алексей, сдалась советским войскам, освобождавшим оккупированные поляками западные территории Белоруссии и Украины. Так Ботян стал советским гражданином. Окончил педагогическое училище, поработал учителем, а потом уехал в Москву на учебу в Высшую школу НКВД.
Осенью 1941 года его направили в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения, где наш герой проходил подготовку к заброске на оккупированные фашистами территории. В ноябре 1941 года в качестве командира разведывательно-диверсионной группы был переброшен за линию фронта. Участвовал в обороне Москвы, работал в глубоком тылу врага в западных районах Украины и Белоруссии, в том числе и в составе крупных партизанских отрядов. Принимал участие в рельсовой войне – уничтожении коммуникаций и линий связи противника. Одной из самых значимых операций, проведенных Ботяном, является взрыв немецкого гебитскомиссариата в городе Овруч в 1943 году. Тогда было уничтожено 80 гитлеровских офицеров. За эту операцию Алексея Ботяна представили к званию Героя Советского Союза, но награды так и не получил – по одной из версий, документы банально затерялись.
– А я и не расстроился, мне везло в главном, – говорил Ботян, – был всегда на острие, участвовал во всех боевых операциях партизанского отряда, только и слышал от своего командира, Героя Советского Союза Виктора Карасева: «Лексейка, за мной!» – и ни одного ранения! Только царапина за всю войну – от пули у виска…
Алексей Николаевич рассказывал о военных подвигах буднично, даже весело. И только однажды заметила, как его ярко-синие глаза затуманились – когда вспоминал о том, что видел на Западной Украине:
– Немцы так не зверствовали, как местные националисты. Всякого мы повидали: и колодцы, заполненные детскими трупами, и эшелон беженцев, по которым стреляли свои же…
Спасти город
В 1944 году Алексей Николаевич получил задание Центра переправиться в Краков и отслеживать передвижение немцев.
– Наш отряд расположился на подступах к городу. Армия Крайова хоть и боролась с немецкой оккупацией, но помощь советских партизан принимать не хотела. Даже немцам сообщили о нас – мы едва в засаду не попали, хорошо один бывший офицер царской армии меня предупредил…
И все-таки Ботяну удалось обзавестись агентурными связями, наладить отношения и с Армией Крайовой, и Армией Людовой. Помогало знание польского и немецкого языков, общительность. Лейтенант Алеша, например, подружился с польскими ксендзами, да так, что начал прекрасно разбираться во всех католических обрядах.
– Я – православный, но всякую веру уважаю. Польские священники помогали укрывать наших раненых и ни одного не сдали немцам, – вспоминал Алексей Николаевич.
Совместными с поляками усилиями отряд Ботяна осуществил операцию по захвату города Илжа, освободили из тюрьмы подпольщиков, захватили оружие… В Илже до сих пор стоит обелиск, на котором выбито имя партизана Алеши…
Ну а потом началась главная операция его жизни.
Командир Карасев собрал отряд и говорит: «Кто пойдет с Лексейкой в Краков?» Все выступили вперед – такой авторитет был у меня среди партизан…
28 человек обосновались в одном из районов города, вели диверсионную и разведывательную деятельность, захватили инженера-картографа… Собранная информация позволяла сделать один вывод: Гитлер собирается уничтожить Краков.
Из агентурных источников Ботян узнал о складе взрывчатки в Ягеллонском замке, которую фашисты собирались использовать для уничтожения исторического центра города вместе со всеми культурными объектами при отступлении. Алексею удалось найти человека, который смог установить в замке мину замедленного действия, и в разгар наступления Красной армии 18 января 1945 года она была приведена в действие, вражеский склад взлетел на воздух.
– Немцы остались обезоружены, лесами бежали. А мы их там ловили. Гитлер из-за срыва плана по уничтожения Кракова был в бешенстве. За мою голову назначили большие деньги, – смеялся Ботян.
Один из красивейших городов Европы – Краков, который теперь ежегодно принимает миллионы туристов, уцелел. Только помнят ли сегодня поляки, кому они этим обязаны?
После войны
В 1947 году под видом рабочего-чеха Алексей Ботян был заброшен в Чехословакию, работал слесарем на заводе и параллельно учился в Высшей мотостроительной школе. А после окончания трудился на урановых рудниках в Яхимове. Как разведчик-нелегал провел несколько операций. В Чехии нашел и любовь всей своей жизни – Гелену Винзель, родилась дочь Ирина. Она после смерти супруги и ухаживала за отцом до самых последних дней…
В 1955-м семья приехала в Москву. Но жизнь, полная авантюр и приключений, продолжалась. Недолгое время Алексей Николаевич работал администратором-переводчиком ресторана «Прага», естественно попутно собирая важную информацию. А потом снова зарубежные командировки: под прикрытием сотрудника «Аэрофлота» работал в Берлине, затем снова Чехословакия, в которой выполнял ответственные задания в роковом 1968-м… Но обо всем этом можно только пунктиром – информация по сию пору засекречена.
С середины 1980-х годов Алексей Ботян консультировал группы спецназа «Вымпел» – за плечами-то был богатый диверсионный опыт, участие в операциях, которые разрабатывали легенды разведки – Павел Судоплатов и Наум Эйтингон.
Звания же Героя России – за краковскую операцию – был удостоен лишь в 2007 году. Его представляли к этой награде трижды, но всякий раз находились «причины», чтобы отклонить документы.
– Думаю, мешало мое первое гражданство – польское, – говорил Алексей Николаевич. – Но я не переживал, не за награды же воевал и работал…
В итоге Золотую Звезду Героя России Ботян получил в 90-летнем возрасте из рук Владимира Путина, который подчеркнул, что «красивейший город Европы был сохранен и для Польши, и для всей мировой культуры благодаря личному мужеству Алексея Николаевича».
Карп для капрала
Алексей Николаевич ушел из жизни через три дня после своего 103-летия. Незадолго до смерти ему вручили сертификат о включении в российскую Книгу рекордов Гиннесса. Легендарный разведчик, полковник в отставке (а ведь начинал когда-то капралом!) был признан рекордсменом среди всех Героев Советского Союза и России по возрасту.
Надо отметить, Алексей Николаевич до последнего очень хорошо держался. В возрасте 90 лет еще играл в волейбол. В 100 – азартно сражался в шахматы и ревностно относился к редким чужим выигрышам – из поколения победителей ведь! Когда с ним случались всякие неприятности по здоровью – не отчаивался, верил, что поправится, и вставал на ноги даже после переломов!
А как он заглядывался на женщин! Однажды на одном из его дней рождения коллеги подшутили и зачитали поздравительную телеграмму-приглашение из программы «Давай поженимся». Глаз у ветерана загорелся!
Пресс-бюро СВР скрашивало досуг Героя России, всякий раз придумывая новые развлечения. Возили Алексея Николаевича на стрельбище, и он в свои 98 лет демонстрировал поразительную меткость: выбивал 29 из 30. Фотографу Службы удалось запечатлеть этот момент: предельная концентрация, жесткий взгляд снайпера…
А однажды Ботяна вывезли на рыбалку. Телеканал «Россия» снимал о разведчике документальный фильм – нужны были живые, бытовые кадры… Пресс-бюро СВР договорилось о съемках с одним из рыбных хозяйств Москвы. Приехали заранее – чтобы все проверить. И тут выяснилось: не клюет. Что делать? Нельзя ведь расстраивать Героя России? Из пруда был выловлен один карп, который в садке дожидался своего звездного часа. Ботян приехал, закинул удочку, не забыв сказать, что он «сейчас всем покажет, как надо ловить рыбу». Один из работников Службы отвлекал Героя России, другой насаживал карпа на удочку. Потом все дружно кричали: «Алексей Николаевич, клюет! Подсекайте!» Он яростно крутил спиннинг, пока из воды не показался красавец-карп. Радости старика не было предела. «Спецоперацию» с одним и тем же карпом проделывали три раза. Но самое смешное, Ботяну на этом безрыбье удалось совершенно честно выловить еще одного карпа. И вот этого не ожидал никто…
Спустя время в штаб-квартире СВР Ботяна чествовали по случаю дня рождения. В память о той рыбалке подарили удочку. Попросили закинуть ее прямо в ряды зрительного зала. Когда он стал наматывать леску, показался крючок с добычей – вяленой воблой! Алексей Николаевич ценил юмор и доброе к нему отношение.
А еще я помню прошлогоднее чествование ветеранов войны в Пресс-бюро Службы внешней разведки. 102-летний Герой взял рюмку, поднялся и обратился к молодым: «Имейте голову на плечах и будьте патриотами». Мало слов – много смысла, под таким девизом и прошла вся его жизнь.
Публикации за Август 2020