Илона Егиазарова
Ее биография неразрывно связана с судьбой мужа- Героя Советского Союза Геворка Андреевича Вартаняна. Мало кто из непосвященных догадывался, какой вклад внесла эта улыбчивая, милая, простая в общении пара в безопасность страны.
Анри и Анита (это псевдонимы наших героев) проработали разведчиками-нелегалами 50 лет – фактически вся их жизнь под грифом «секретно». Но вот один эпизод их деятельности, легший в основу знаменитого фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43» с Аленом Делоном, Игорем Костолевским, Арменом Джигарханяном, Натальей Белохвостиковой, а также песнями Шарля Азнавура, рассказать можно.
Геворк Андреевич Вартанян родился в 1924 году в богатой семье ростовского предпринимателя. Детство прошло в Иране, для молодого человека были открыты самые заманчивые пути-дороги. Но он выбрал трудную и опасную стезю. Отец Геворка был связан с советской внешней разведкой, и в свои 16 лет, когда уже вовсю пахло войной, юноша стал ему активно помогать. Парень получил задание внедриться в английскую разведшколу, пройти полный курс обучения, что он с блеском и сделал (кстати, вспоминал об этом опыте с благодарностью, британские специалисты научили мастерски уходить от слежек и работать с тайниками). Параллельно юноша создал спецгруппу, состоящую из мальчишек и девчонок, они колесили по всему Тегерану на велосипедах, выслеживали фашистскую агентуру, которой кишел тогдашний Иран. В Москве, в Центре, высоко ценили их деятельность, серьезно относились к донесениям и называли их «легкой кавалерией». За два года ребята сумели разоблачить 400 человек, так или иначе связанных с немецкой шпионской сетью.
В компанию юных разведчиков входила бойкая красавица Гоар. Любовь всей жизни Геворка разделит его судьбу, станет не только женой, но и соратницей.
В 1943 году во время подготовки Тегеранской конференции группе Вартаняна удастся предотвратить покушение на лидеров «Большой тройки» – Сталина, Черчилля и Рузвельта, которое готовил абвер. Благодаря тому, что конференция прошла без осложнений, был открыт второй фронт, и наша страна приблизилась к Победе. Но это всего лишь одна страница насыщенной биографии четы Вартанянов. Достаточно сказать, что звания Героя Советского Союза Геворк Андреевич удостоен совсем не за этот подвиг. А вот за какой именно – эта информация, возможно, никогда не будет предана гласности. Говорят, что Юрий Андропов, подписывая документы на присвоение Вартаняну звания Героя, изумился: «Неужели все это сделал один человек?!»
Не один, вместе с супругой. Шифрограмму из Центра о присвоении Геворку Андреевичу высокого звания, а его жене – ордена Красного Знамени принимала сама Гоар Левоновна. Побледнела, напугала мужа. А затем они на радостях отправились в ресторан и кутили там всю ночь.
Жизнь Вартанянов похожа на остросюжетный фильм: они жили в разных странах – часто под видом коммерсантов, в богатых домах с прислугой, общались с цветом европейской аристократии. Геворк Андреевич и вправду обладал талантом бизнесмена, дела его фирмы шли блестяще, у него были крупные европейские партнеры, и президенты некоторых стран почитали за честь присылать за парой частные самолеты. Вартаняны блистали на светских раутах – и добывали бесценную информацию для Родины… Единственное, о чем жалели, – о том, что опасная работа не дала возможности им стать родителями. А еще – о том, что часто приходилось обрывать человеческие связи, уезжать из стран не прощаясь, без надежды на будущие встречи… Специфика профессии. Однажды им пришлось бежать прямо с приема: они узнали человека из своей прошлой жизни, Гоар, опасаясь разоблачения, артистично разыграла внезапный приступ…
А когда в одной из стран она занемогла на самом деле, то, почти как радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны», дала себе установку не кричать от боли в госпитале на «неправильном» языке. Всю жизнь – жесткий самоконтроль.
Переезжая из страны в страну, они трижды, но под разными именами играли свадьбу – так нелегалы узаконивали свой супружеский статус. Гоар Левоновна потом часто говорила: «Я счастливая женщина – три раза надевала свадебный наряд, а шла под руку с одним и тем же мужчиной». На что Геворк Андреевич неизменно отвечал: «Спасибо!» Они прожили вместе 65 лет. Геворк Андреевич, отличавшийся прекрасным чувством юмора, узнав, что 60-летняя годовщина называется бриллиантовой свадьбой, а 65-летняя – железной, как-то даже прилюдно возмутился: «Чем дальше – тем дешевле, что ли?»…
Они были очень красивой парой: он высокий, статный, она – миниатюрная, изящная… Оба – модники, элегантные, аристократичные. У Гоар Левоновны всегда красивые сумочки, украшения, безупречный макияж в ее-то преклонные годы. Совсем недавно, смеясь, рассказывала: «Вызвала врача – болела нога, а тот, увидев эффектный педикюр у женщины, которой за 90, был просто ошарашен…»
Гоар Левоновна была очень смешливой, живой, моторной. Если и рассказывала что-то о своей работе – исключительно комические эпизоды. Как, например, приехав в очередную страну, решила «натурализоваться» – сделать прическу, как у местных женщин. Пошла в салон, села под фен и вдруг, увидев мужа по ту сторону витрины, забылась и крикнула ему по-русски: «Жора, я здесь!» Крикнула – и похолодела от ужаса. Благо из-за шумной работы фенов никто не обратил внимания на ее «провал». «А Жора тут же испарился», – с шутливой обидой говорила Гоар Левоновна, бросая игривые взгляды на мужа. «Я искал нам пути отступления», – отвечал он ей.
Простые в общении, невероятно теплые, они очень любили людей, ценили дружеское общение. На почти домашних посиделках, которые в честь Дня Победы традиционно устраивает Пресс-бюро СВР, всегда были душой компании, живо интересовались делами всех присутствующих. А если кто-то попадал в гостеприимный дом Вартанянов, мог оценить легендарные хачапури Гоар Левоновны. Прощаясь с гостями, она каждому норовила вручить пакет с чем-то вкусным, домашним. А как они радовались, когда Первый канал решил снять об их юности мини-сериал «Правдивая история Тегерана-43», как нежно общались с молодыми актерами, их сыгравшими!
В 2007 году Пресс-бюро Службы внешней разведки организовало им встречу с внучкой Черчилля Селией Сандис. Слушая скупой рассказ Геворка Андреевича о деталях Тегеранской конференции, женщина разрыдалась. «Спасибо, что спасли жизнь моему деду» – сказала Селия, а потом добавила: – Всю жизнь мечтала увидеть русского шпиона». – «Я не шпион, а разведчик», – мягко, но с достоинством возразил Вартанян.
Геворк Андреевич ушел из жизни в 2012 году. Гоар Левоновна тяжело переживала утрату, листала старый фотоальбом, со страниц которого они с Геворком улыбаются – прекрасные, молодые, счастливые. А еще она часто раскрывала изящную серебряную пудреницу с выгравированными силуэтами двух птиц – этот подарок еще там, в Тегеране, ей преподнес юный влюбленный Геворк…
Ее часто спрашивали: что было бы, если бы она вышла замуж за другого человека или если бы тогда, в Тегеране, не вступила в «легкую кавалерию», а занималась обычными девчачьими делами? Она отвечала словами Геворка Андреевича, высеченными на его памятнике:
«И, если можно было бы все начать сначала,
я выбрал бы именно этот трудный путь»…
Теперь Анри и Анита, Гоар и Геворк воссоединились навсегда.
Светлая память нашим героям!
Публикации за Ноябрь 2019