Юрий Дроздов обменивал Абеля и штурмовал дворец Амина
21 Июня 2017
На 92-ом году жизни скончался легендарный начальник нелегальной разведки КГБ СССР, основатель спецназа «Вымпел»
Юрий Дроздов считается отцом-основателем спецподразделения "Вымпел". ФОТО svr.gov.ru
Биография Юрия Ивановича Дроздова напоминает приключенческий детектив.
Он родился в 1925 году, Минске, в семье офицера императорской армии, который в годы гражданской войны командовал артиллерией в дивизии Василия Чапаева.
Пошел по стопам отца: в 1944 году, в свои 19 лет окончил артиллерийское училище, и звании лейтенанта отправился на Первый Белорусский фронт. Дошел до Берлина, где получил орден Красной Звезды.
После войны ушел во внешнюю разведку СССР. Потратив около 5 лет на изучение немецкого, английского и испанского языков, попал в Первое главное управление КГБ, откуда в 1957 году был откомандирован в Министерство госбезопасности ГДР. Под "крышей" Штази участвовал в обмене сбитого над СССР в 1960 году американского летчика Фрэнсиса Пауэрса на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля.
Вот, как Юрий Иванович рассказывал о той миссии в одном из своих последних интервью: "Когда мне сказали, что я должен принимать участие в операции по возвращению Абеля, у меня были только документы легального сотрудника, то есть мне надо было как-то документироваться. И вот однажды, возвращаясь с одного задания из Западного Берлина, я прочитал на железной ограде полуразрушенного дома: "Доктор Дривс Юрген." Про себя подумал: "Вот уже и фамилия есть и адрес. И главное, что этот адрес в Западном Берлине". И когда зашла речь, о том какие мне документы делать, чтобы стать "родственником" Абеля, принять участие в этой комбинации и в переписке с Джеймсом Донованом (в то время нью-йоркский адвокат Абеля - авт.), я назвал эти имя-фамилию и адрес в ГДР."
В 1964-1968 годах Дроздов успел поработать резидентом советской разведки в Китае, после чего получил должность замначальника управления "С" ПГУ (нелегальная разведка). В 1975-ом году его ждала новая командировка - в США. Там наш резидент работал под "корочкой" заместителя постпреда СССР при ООН.
Об этой командировке Юрий Дроздов при жизни не рассказывал, но о политике США у него сложилось четкое представление: "Вина за то, что немцы в 1941-ом году напали на СССР, в том числе лежит и на США. Об этом почему-то сейчас не вспоминают, но ведь в 1940 году советник английского премьера Черчиля - Монтгомери Хайд, который помогал Уильяму Доновану (один из руководителей американских спецслужб - авт.) создавать Управление стратегических служб, передал ему для вручения президенту США Рузвельту письмо Черчиля, где тот писал: поскольку США не находятся в состоянии войны с Германией, то не могли бы вы побудить Гитлера оставить в покое Балканы и ускорить мероприятия в отношении России. Многим на Западе кажется, что про это письмо все забыли. Но забыть можно лишь тогда, когда ты не хочешь помнить о чем-то".
В том же интервью Дроздов объясняет внешнюю политику США: "американцы на протяжении всего 20 века вели очень серьезную, продуманную работу по уничтожению оставшегося у них одного сильного противника в лице СССР. В Америке разработана очень интересная система влияния на большие людские массивы, для того, чтобы убедить их принять американскую точку зрения по тому или иному поводу".
Отработал в США Юрий Дроздов четыре года, после чего получил орден Красного Знамени, и в 1979 году был назначен руководителем управления нелегальной разведки КГБ СССР. Это говорит о том, что резидент все поставленные перед ним задачи успешно выполнил.
А затем был Афганистан. Там Дроздов координировал штурм президентского дворца Амина в Кабуле. Итогом афганской командировки стало получение им 2 орденов: Ленина и Октябрьской революции. Бытует мнение, что именно в Афганистане новому руководителю пришла идея сформировать спецподразделение внешней разведки КГБ СССР "Вымпел".
"О необходимости создании такого спецподразделения я начал думать давно. История борьбы с оуновским подпольем на Украине, высадка американской агентуры с воздуха на Украине и в Прибалтике - говорили о том, что решение о ликвидации по политическим соображениям в 1950-е - 1960-е годы подразделений, осуществлявших специальные мероприятия на территории противника и способных к оперативной переброске по всей территории страны, требует пересмотра. Утвердился я в своей мысли, когда увидел, как выглядят "наши" вооружённые силы, прибывшие в Афганистан, и в какой физической форме находятся там некоторые мои бывшие сотрудники", - рассказывал Дроздов.
В "Вымпел" попадали только самые грамотные, и физически развитые офицеры, которые имели безукоризненную репутацию. Они использовали в своих операциях бесшумное оружие, в совершенстве владели боевыми искусствами, и всегда появлялись перед врагом неожиданно: при выполнении заданий использовали дельтапланы, парашюты, и водолазное оборудование.
Но были и нелегалы, от которых требовалась и "мягкая" сила.
"Были традиции. В 1912 или в 1913 году, как мне рассказывали, второе бюро Генштаба русской армии забросило далеко в Азию двух юных офицеров: задача — проникнуть в Тибет. Началась Первая мировая война, затем Вторая... И как-то представителя нашего посольства в Бирме вызывают на встречу. Приходит, а ждут его два монаха. Из разговора понимают, что перед ними — разведчик. И докладывают: были введены для проникновения в Тибет. Задачу решили, место в буддисткой иерархии заняли. Из-за революции и войн связи не было. Возможность появилась только сейчас, и мы бы хотели доложить нашему российскому командованию о ходе выполнения задания. И эти разведчики дали интереснейшую информацию", - эту историю верности долгу Дроздов рассказал историку спецслужб Николаю Долгополову.
В других своих интервью легендарный разведчик рассказывал, как диверсионный отряд "Вымпела" численностью 182 человека в полном обмундировании мог незаметно прогуляться от Крыма до Киева, а в конце маршрута заминировать реакторы атомной станции. Это было перед Олимпиадой 1980-го года, когда правительство поручило проверить готовность милиции с спортивным мероприятиям.
"На территории ряда стран мы оборудовали тайники с хранящимся там специальным снаряжением для разведывательно-диверсионной деятельности в "особый период". Есть ли они сейчас? Скажу так: пусть от этого вопроса поболит голова ещё кое у кого", - а это заявление Дроздова наделало много шума в Европе.
В отставку генерал-майор вышел в 1991 году. В 1993 году он уже со стороны наблюдал, как его детище "Вымпел» Ельцин передал в подчинение милиции. Более тысячи уникальных бойцов, расценив этот шаг как унижение, ушли на вольные хлеба. Эта исторяи до сих пор предмет острой дискуссии. Одни считают, что так Ельцин поквитался с "Вымпелом" за то, что бойцы отказались штурмовать Белый дом в 1993 году. Но ведь у Ельцина перед "Вымпелом" был "должок": в 1991 году, в подобной ситуации бойцы не тронули здание Верховного Совета, где он прятался. Потому ряд историков считает, что на Ельцина оказали давление из-за рубежа. Там настаивали устроить бывшему КГБ СССР персональную "перестройку".
В последние годы Юрий Владимирович возглавлял частную аналитическую структуру НАМАКОН, основанную отставниками разведки.