17 февраля исполнится 90 лет со дня рождения легендарного разведчика-нелегала Героя Советского Союза полковника Геворка Андреевича ВАРТАНЯНА (1924 – 2012 гг.).
В ведомственном справочнике «Служба внешней разведки: памятные даты» сказано: «Свою жизнь с разведкой связал в феврале 1940 года, когда 16-летним юношей установил прямой контакт с резидентурой НКВД в Тегеране, где проживал вместе с родителями... По поручению резидента Геворк возглавил спецгруппу по выявлению фашистской агентуры и немецких разведчиков в Тегеране и других иранских городах. Только за два года его группа установила около 400 человек, так или иначе связанных с германской разведкой...»
Этот справочник вышел в 2004 году, но и сейчас о работе и жизни Геворка Андреевича известно не намного больше. Надо отметить, что в короткой справке о нём не указано самое, пожалуй, главное: с самых первых лет работы и до конца рядом с разведчиком Вартаняном была его жена и коллега, надёжный друг и любовь всей его жизни - Гоар Левоновна (на фотографии).
Недаром, когда кто-то из высших советских руководителей, прочитав представление на присвоение Геворку Андреевичу звания Героя Советского Союза (уверен, что там были открыты далеко не все тайны, но и этого хватило), спросил с изумлением: «Неужели он один всё это сделал?!», то председатель КГБ СССР невозмутимо ответил: «Конечно, не один! С женой...»
Гоар Левоновна была тогда награждена орденом Красного Знамени - почётнейшей боевой наградой. Писать о Вартаняне мне очень трудно. И потому, что я был редактором только что вышедшей в популярнейшей серии ЖЗЛ - «Жизнь замечательных людей», издательства «Молодая гвардия», прекрасной книги Николая Долгополова «Вартанян», где рассказано буквально всё, о чём можно было рассказать. И потому - и это, наверное, главное, - что я был достаточно хорошо знаком с Геворком Андреевичем, и о встречах с ним и Гоар Левоновной не раз писал в «Красной звезде».
...Никто не скажет, сколько по-настоящему заслуженных и достойных людей, героически пройдя через огонь и воду, не выдержали последующего испытания «медными трубами» славы, превратившись в прижизненные памятники самим себе. А вот в Вартаняне не было ни грамма этой «забронзовелости», ни чёрточки «монументальности» - он был именно хороший человек, и это, пожалуй, самое точное определение его, как личности. Можно назвать великим счастьем возникшую в верхах Службы внешней разведки мысль «рассекретить» Вартаняна в 2000 году. Нашлись умные люди, предложившие показать российскому обществу (да и всему миру, разумеется) эту совершенно очаровательную - как внешне, так и по своему внутреннему миру - супружескую пару разведчиков-нелегалов.
Про личности Геворка Андреевича и Гоар Левоновны рассказать разрешили, но про их боевые дела и оперативные успехи - ни звука! Всё ограничилось Ираном военных лет и Тегеранской конференцией. То есть тяжелейшей, воистину собачьей работой «наружки» - службы наружного наблюдения, чем занималась «лёгкая кавалерия» под командованием юного Геворка. Всё прочее будет рассекречено лет через пятьдесят - конечно, то, что будет рассекречено. Многое навсегда так и останется тайной. А как же иначе? «Амир» (оперативный псевдоним Вартаняна), разумеется, имел своих агентов и источников. Это были весьма и весьма уважаемые люди, поверившие и доверившиеся советскому разведчику. Любая информация, которая хоть как-то может на них указать, позволит контрразведке противника начать работу, чтобы раскрыть этих людей, и, поверьте, для этого она сделает всё возможное.
Понятно, что допустить такого нельзя. Нельзя также давать противнику понять, что мы о нём знаем, а чего нет. Это в двух словах о том, чем обусловлена засекреченность результатов работы разведчика.
Вы говорите, что вам нередко приходилось работать с сотрудниками иностранных спецслужб, - однажды спросил я у Вартаняна. - Но вот теперь вы «открыты», и они вполне могут начать проверять все им известные ваши контакты...
- Что они, дураки, что ли? - усмехнулся Геворк Андреевич. - Для этого сначала им надо прийти к своему начальству и сказать: мол, мой хороший знакомый оказался советским разведчиком. А я его за долгие годы не раскусил! Думаете, кто-то на такое решится?!
Разговоры с Вартаняном несколько напоминали прогулку по минному полю, в котором чётко обозначены «проходы». Шаг в ту или иную сторону был просто невозможен - ни он, ни я, зная проложенные «маршруты», такого бы не допустил. Зачем? Ему было нельзя, а мне... Зачем мне спрашивать о том, о чём всё равно не расскажут? Задаю вопрос:
- Геворк Андреевич, «в той жизни» вы были миллионером? Обеспеченным человеком?
- На жизнь хватало! - скромно отвечал Вартанян, сияя своей обаятельнейшей улыбкой.
Теперь-то, правда, известно, что его бизнесом была продажа персидских ковров. А это предмет роскоши, интересов очень богатых людей - так называемой «элиты» и прочих. Отсюда можно делать некоторые выводы - правда, они всё равно не найдут ни подтверждения, ни отрицания. Хотя, с другой стороны, Геворк Андреевич рассказал очень и очень много интересного.
То, как в одной стране, когда там произошли некоторые чрезвычайные события и полицейские на дороге проверяли всех и каждого, один ротозей умудрился забыть в багажнике вартаняновской машины свой автомат, обнаруженный на следующем посту. То, как он был остановлен полицией на месте проведения тайниковой операции, потому как - но это удалось выяснить лишь несколько позже - именно там, по какому-то невероятному совпадению за полчаса до назначенного времени произошло убийство... То, как руководство из Центра потребовало его срочной эвакуации, так как в перехваченном сообщении «наружки» были чётко обозначены его приметы - а он отказался выполнять распоряжение... То, как на балу в одной стране Гоар Левоновна увидела некую даму, с которой они дружили в совсем иной стране и, главное, будучи под совершенно другими именами...
Перечень таких «баек» можно продолжать ещё и ещё: например, вспомнить о той истории, когда в Ереване, будучи в отпуске, они встретили своих зарубежных друзей, перед которыми нужно было «легендироваться» туристами.
- Как хорошо, что у меня в руках ничего не было, - с азартом рассказывал Вартанян. - Ни газеты «Правда», ни авоськи с продуктами, что сразу же изобличило бы во мне советского гражданина! А ведь могло быть - я дома, на отдыхе.
В общем каждая встреча с Геворком Андреевичем и Гоар Левоновной становилась настоящим праздником. Он умел и понимать людей, и уважать, и не навязывать себя и свою точку зрения - при всём своём огромном и непререкаемом авторитете. К сожалению, подобных людей не очень много. Так ведь и великих разведчиков можно по пальцам перечесть. Хотя, скорее всего, большинства из них мы просто не знаем...
В понедельник, 17 февраля, Геворку Андреевичу исполнилось бы 90 лет. Но он, к сожалению, чуть-чуть не дожил до 88. Это удивительно, но даже в таком возрасте его было трудно назвать стариком. Высокий, статный, буквально с военной выправкой, с лёгкой походкой, живой и красивой речью, с обаятельнейшей улыбкой и вообще - с бездной обаяния...
Он ушёл из жизни, не сдавшись старости, не поддавшись своему весьма почтенному возрасту.
«Он ушёл не сгибая спины...» - сказал один из друзей Вартаняна, когда мы в очередной, бесчисленный раз вспоминали его в Пресс-бюро Службы внешней разведки. Это именно так - Геворк Андреевич не «прогибался» ни перед начальством, ни перед временем.
Таким он и остаётся в нашей памяти - легендарный разведчик и замечательный человек, Герой Советского Союза полковник Геворк Андреевич Вартанян, великий сын нашей великой Родины.