Больше века в нелегалах

4 Декабря 2013
Больше века в нелегалах
Текст: Александр Ухов, член телеакадемии Тэфи

Для этой книги СВР рассекретила некоторые документы...
Насчет века — не шучу. В книге «Геворк Вартанян», только что вышедшей в популярной молодогвардейской серии «ЖЗЛ», Геворк Андреевич Вартанян объясняет своему биографу, писателю и журналисту Николаю Долгополову, что это именно так. При «работе в особых условиях», говоря проще, в нелегальной разведке, подсчет трудового стажа идет не так, как у нас, грешных...
Вартанян умер на 88-м году жизни в 2012-м. Но успел немало рассказать своему собеседнику. Догадываюсь, что лишь часть поведанного отражена в книге. Остальное, как пишет Долгополов, мы прочитаем нескоро. Но и нового, абсолютно прежде неизвестного, здесь хватает.
Я искренне побаивался, что все начнется и закончится Тегераном. Именно в этом городе группа 19-летнего Геворка Вартаняна и его совсем юной будущей супруги, 16-летней Гоар, носящая символическое название «Легкая кавалерия», помогала предотвратить операцию «Длинный прыжок». Гитлер руками своего особо доверенного головореза Отто Скорцени хотел одним махом уничтожить всю «большую тройку» — Сталина, Рузвельта, Черчилля. Кому, если не Долгополову, открывшему для мира Героя Советского Союза Вартаняна с этой строчкой в его захватывающей биографии, рассказать о том, что происходило тогда в загадочном восточном городе. И благодаря рассекреченным (как пишет автор, специально для этой книги) материалам Службы внешней разведки картина раскрывается действительно масштабная. Приводится длиннющий список немецких шпионов и их агентов. Характеристики на каждого написаны суровым, не отредактированным разведязыком тех военных лет. Итак, 20 тысяч человек в немецкой колонии, в Иране назревает фашистский переворот. Как его предотвратили, какую роль тут сыграла разведка и группа Вартаняна, впервые подробно рассказывают сам Вартанян, не выпячивающий своей роли, и другие разведчики.
Мне же запомнился и иной, пусть маленький, однако характерный эпизод, раскопанный самим автором в годы его работы в Иране уже в 1970-х. Оказывается, немцы пытались привлечь к покушению русского священника, бежавшего в Иран от большевиков сразу после гражданской. Но тот, хуливший Советы и Сталина, в момент тяжелейшего для его страны испытания не помог врагу, а через близкого к советским посольским сотрудникам прихожанина дал знать о плане фашистских диверсантов проникнуть в посольство через канализационные люки. Или вот еще картинка. «Легкая кавалерия» Вартаняна выследила наконец-то эсэсовца-шпиона Майера: «Мы стояли вокруг него кольцом...». Но плодами успеха пользуются англичане, а наши чуть не плачут. И Майер, попав к союзникам, бесследно исчезает.
Впрочем, в этой книге не все про Иран. Только теперь читатель узнает, что Вартаняны работали почти в 100 (!) странах мира. И что в США Геворк Андреевич добирался из Италии на личном самолете адмирала Тернера — будущего директора ЦРУ. И что однажды Вартанян чуть не был отправлен домой, в Москву, ибо коллеги сделали вывод, будто он под колпаком. А сколько нового об ушедшем муже и о себе поведала Гоар Вартанян! И чего стоит ее признание: и спустя десятилетия после возвращения в Москву Гоар Левоновна, как говорят разведчики, «проверялась» — нет ли за ней «наружки», — даже на пороге своего дома в тихом московском переулке. Настолько впечатывается профессия в человека...
И еще одна поразительная глава — беседа Долгополова с действующим нелегалом, учеником Вартаняна. Здесь откровенность, степень доверия между автором и человеком без имени исключительна. Впрочем, ловлю себя на том, что уже взялся за пересказ книги. А ведь должен еще и сказать, что написана она глубоко, а читается легко. Если молодежь возьмется за книгу, то, уверен, найдутся и светлые головы, которые захотят посвятить себя разведке.
Это далеко не первая книга Николая Долгополова о героях нашей разведки. Только в серии «ЖЗЛ» она третья. Две предыдущие — «Абель — Фишер» и «Ким Филби» — стали бестселлерами. Думается, что и новое произведение ждет яркая судьба.
 
 
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой