Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИСталин и Рузвельт взглянули друг другу в глаза

Сталин и Рузвельт взглянули друг другу в глаза

3 Декабря 2013
Сталин и Рузвельт взглянули друг другу в глаза
Текст: Валерий Асриян

Тегеран-43 стал пиком сотрудничества наших держав
70 лет назад в Тегеране завершилась встреча лидеров союзных держав – СССР, США и Великобритании, объединивших силы в ходе Второй мировой войны. Тегеранской конференции, уложившейся в четыре дня, уже многие десятилетия посвящаются исследования, фильмы и романы с лихо закрученными сюжетами. Об историческом значении и уроках того события рассказал «Труду» ученый-американист, член-корреспондент РАН, замдиректора Института США и Канады Виктор Кременюк.
Почему именно Тегеранская, а не последующие Ялтинская или Потсдамская конференции считается наиболее важной для союзнических отношений и даже их пиком? Вспомним: до окончания войны еще далеко, фашисты продолжают оккупировать значительную часть территории СССР, Францию, ряд европейских стран. Второй фронт еще не открыт... Для скорейшей победы требовалось согласовать действия союзников, разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и ее сателлитов. К началу конференции уже произошел коренной перелом в ходе войны (позади Сталинградская и Курская битвы), и стало ясно, что СССР и в одиночку может довести дело до разгрома Германии и стать хозяином европейского континента. Этого, конечно, ни США, ни Англия допустить не хотели. Надо было договариваться о совместных действиях.
В Тегеране произошла первая встреча Сталина и Рузвельта. Президент по предложению советского вождя остановился в посольстве СССР – нашей разведке стало известно о готовившемся немцами покушении на «большую тройку». К тому же для обоих лидеров был очень важен личный контакт. И они смогли произвести друг на друга должное впечатление, проявить реализм, отложив в сторону идеологические разногласия. Оба лидера показали себя в ходе войны мудрыми руководителями. Мудрость Рузвельта состояла в том, что он вопреки мнению тех, кто считал Советский Союз уже побежденным и помощь ему бесполезной, поверил в способность СССР продолжать борьбу. В этом его убедил и посланный в Москву ближайший соратник президента Гарри Гопкинс, на которого спокойствие и уверенность Сталина во время переговоров, проходящих в столь тяжелые для нашей страны дни, произвели сильное впечатление. И США стали оказывать помощь СССР в рамках ленд-лиза, поставляя разнообразное вооружение, технику, материалы, продовольствие, медикаменты. В декабре 1941-го американцы вступили в войну с Германией, то есть была создана мощная антигитлеровская коалиция, значительно превосходившая Германию по людским и материальным ресурсам.
В Тегеране Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось достичь согласия по многим важнейшим вопросам. Прозвучало наконец твердое обещание наших союзников открыть в 1944-м второй фронт во Франции (операция «Оверлорд»). Именно во Франции, а не на Балканах, как на том настаивали англичане, желавшие воспрепятствовать вступлению Красной армии в Восточную Европу. Между тем дискуссия о втором фронте была настолько острой, что Сталин, видя желание союзников вновь «заболтать» начало высадки во Франции, встал и сказал Молотову и Ворошилову: «Пойдемте, нам здесь нечего делать, у нас много дел на фронте». И это заставило Рузвельта и Черчилля, автора «балканского варианта», дать твердые гарантии открытия второго фронта в мае 1944 года.
Между прочим, материалы Тегеранской конференции попали в руки немецкой разведки, но Гитлер считал эти документы подброшенной дезинформацией и не поверил данным об открытии второго фронта. Высадка союзников в Нормандии в июне 1944-го стала для него неожиданностью.
В Тегеране искали решение сложного «польского вопроса», окончательная договоренность по нему была достигнута уже в 1945 году, на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Но именно в Тегеране союзники договорились о том, что территориальные претензии Польши будут удовлетворены после вой­ны за счет Германии, а границей Польши на востоке должна быть так называемая линия Керзона. Сталин дал согласие на вступление СССР после разгрома Германии в войну с Японией. Союзники наметили контуры послевоенного миропорядка. В дни конференции Сталин и Рузвельт обсудили идею создания после войны вместо не оправдавшей себя Лиги Наций другого авторитетного международного органа. В результате появилась Организация Объединенных Наций (ООН), которая действует вот уже почти 70 лет.
Расхожий афоризм: «Главный урок истории заключается в том, что из нее никогда не извлекают уроков». Увы, часто случается именно так. Вот и уроки Тегеранской конференции быстро забылись. Очень скоро после радостного мая 1945-го СССР и США перестали быть союзниками, началась холодная война, продолжавшаяся четыре десятилетия и едва не приведшая мир к ядерному конфликту во время Карибского кризиса 1962 года. Моменты потепления, «разрядки» сменялись обострениями. По сути, Москва и Вашингтон так и не научились говорить на одном языке. И даже после распада СССР США не захотели увидеть в новой, постсоветской России партнера, а рассматривают ее скорее как потенциального противника. Это подтверждается и развертыванием вблизи российских границ системы ПРО, и попытками расширить НАТО за счет Восточной Европы и экс-советских республик...
А между тем от совместных действий Москвы и Вашингтона, от их умения договариваться зависит очень многое. Например, решение палестинской проблемы, ситуация с Ираном, Сирией. Российское руководство смогло, кажется, убедить Белый дом в неразумности военного решения иранской ядерной проблемы, и угроза агрессии против Ирана, которая в какой-то момент выглядела неизбежной, миновала. Твердая позиция Москвы позволила ей достичь согласия с Вашингтоном и в сирийском вопросе, предотвратить американскую силовую акцию против Дамаска, которая привела бы, конечно, к новому взрыву на Ближнем Востоке и крайне опасным последствиям.
70 лет назад Советский Союз, США и Великобритания объединились для борьбы с «коричневой чумой». ХХI век принес другие угрозы, и их можно победить, как и фашизм, лишь сообща, объединив усилия.
Кстати
В популярной «молодогвардейской» серии ЖЗЛ только что вышла книга «Геворк Вартанян» известного писателя и журналиста, биографа легендарных советских разведчиков Николая Долгополова. В ней читатель встретит любопытные подробности из Тегерана-43, где группа 19-летнего Вартаняна помогала предотвратить фашистскую операцию «Длинный прыжок». Тогда Гитлер руками своего головореза номер один Скорцени планировал одним махом уничтожить Сталина, Рузвельта и Черчилля. Специально для этой книги СВР рассекретила некоторые материалы...
 
 
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой