Друг де Голля и березки разведчиков
Серия посвящена жизни людей действительно замечательных. Таким и был разведчик-нелегал Геворк Андреевич Вартанян, скончавшийся в 2012-м на 88-м году жизни. О нем, Герое Советского Союза, получившем это звание в 1984-м, было известно и много, и в то же время исключительно мало. Участие в операции по предотвращению покушения фашистского диверсанта Отто Скорцени на «Большую тройку» руководителей стран-союзниц перед Тегеранской конференцией 1943-го – вот, пожалуй, и все. Как-то подспудно, между строк, читалось в очерках и интервью все того же Долгополова, что Тегеран пусть и важный, но лишь толика в биографии Геворка Вартаняна и его жены Гоар, проработавших в нелегальной разведке в приблизительно 100 странах около 45 лет.
И вот, наконец, рассекречено. Наверняка частично, в границах, понятных только людям разведки. Но в серьезной литературе этого жанра книга – явный прорыв. Во-первых, мы вплотную знакомимся с учителем Вартаняна еще по Тегерану – будущим генералом Иваном Ивановичем Агаянцем. Фигура и известная, и впервые так откровенно раскрытая. Да, 32-летний Агаянц был руководителем всех советских резидентур в Иране в военные годы. Но кто догадывался, что сравнительно молодой чекист был в дружеских отношениях с тогдашним руководителем сражающейся Франции генералом Шарлем де Голлем? Кто знал, что именно он по личному указанию Сталина летал на тайные встречи с ним в Алжир, чтобы понять, на кого из французских руководителей ставить не только во время, но и уже после войны? Да и в 1946-м, как выясняется из книги, разведчик Агаянц, работая в Париже под прикрытием посольства, постоянно встречался с новым главой Французской Республики, определяя во многом отношение де Голля к Советскому Союзу.
Или совсем нежданные признания известного разведчика Виталия Короткова. Агаянц лично создал и долгие годы руководил сверхсекретным управлением Службы внешней разведки, о деятельности которого до сих пор не рассказывалось. Вот эпизод: в одном из озер братской (тогда) Чехословакии водолазы-любители случайно натыкаются на затопленные фашистами документы. В них обличительные материалы, разоблачающие тех, кто помогал гитлеровцам. Сенсационная находка, естественно, вызывает огромный интерес у международной прессы. Разоблачения попадают на страницы всех газет мира. Материалы подлинные, а вот операция по их обнаружению разработана управлением Агаянца.
А были у супругов Вартанян и ученики. Один из них, так и оставшийся в книге действующим безымянным нелегалом, припоминает многое, связанное с работой под чужим именем. Тут целая философия нелегальной разведки, ее необходимости, неоспоримой нужности. И крошечная картинка: в подмосковном лесу каждый уезжающий нелегал высаживает свою березку. За относительно долгие годы – это уже аллея, и нелегальный разведчик, находясь «там», спрашивает, как «его» березка.
Одним из последних начальников-нелегалов Вартанянов был полковник К. Это он, осетин, встретился с жительницей высокогорного аула где-то на Арабском Востоке. И был так убедителен и уверен в своей роли, что не видевшая его больше 15 лет женщина признала в полковнике К. родного сына. Ну а уж о самих Вартанянах, об их жизни в самых разных частях мира, в том числе и об эпизодах, связанных с США, повествуется много и подробно.
Чем берет автор? Не только раскрытием тайн. Хотя и этим – тоже. Он пишет о разведчиках-нелегалах исключительно уважительно. Относится к их труду бережно. Выписывает эпизоды по-писательски увлекательно. Но тут нет гонки за сенсационностью. Перед нами – верные долгу люди. Они пришли в разведку не за наградами, не за благами. Недаром Геворк Вартанян повторяет в беседах с автором: жадный разведчик – этот нонсенс. Третья книга Николая Долгополова о разведчиках в серии «ЖЗЛ», до этого вышло два бестселлера – «Абель – Фишер» и «Ким Филби», должна порадовать читателя, и не только интересующегося разведкой. Она о жизни разведчика «в особых условиях». И о том, как прожить эту жизнь с пользой для страны, забывая ради этого себя, родных, собственные интересы. О том, как прожить достойно.