Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИМир отмечает юбилей исторических переговоров Сталина, Рузвельта и Черчилля

Мир отмечает юбилей исторических переговоров Сталина, Рузвельта и Черчилля

28 Ноября 2013
Мир отмечает юбилей исторических переговоров Сталина, Рузвельта и Черчилля
Ровно 70 лет назад в Тегеране состоялась встреча "большой тройки". Сталин, Рузвельт и Черчилль, наконец, приняли решение об открытии второго фронта. Историки считают, что США и Великобритания хотели не только помочь СССР в войне с фашистской Германией, но и не дать Советскому Союзу взять под контроль всю Европу.
Исторической вехой в борьбе с фашизмом стала встреча в Тегеране председателя Совета народных комиссаров СССР товарища Сталина, президента Соединенных штатов Америки господина Рузвельта и премьер-министра Великобритании господина Черчилля.
Эту встречу Рузвельт и особенно Черчилль долго оттягивали. Договориться об открытии второго фронта Сталину они обещали еще в 42-м. Но целый год в переписке оговаривали детали. Историки считают, выжидательную позицию союзники заняли неспроста. Надеялись, что СССР будет истощен войной и не сможет претендовать на звание сверхдержавы. Но своими победами Советский Союз лишь закреплял этот статус.
После победы на Курской дуге стало ясно, что хребет фашисткой военной машины сломан. Красная армия стала наступать по всей линии фронта. На некоторых участках враг был отброшен на сотни километров. А шестого ноября 1943 года от немцев был освобожден Киев. Черчилль и Рузвельт поняли: дальше с открытием второго фронта медлить нельзя. В противном случае под контролем Советского союза окажется не только восточная, но и западная Европа.
Допустить этого в особенности Черчилль никак не мог. Он до последнего настаивал на изоляции Советского союза. Но страх увидеть Европу под красными знаменами победил гордость.
"Стало ясно, что Советский союз в состоянии разбить Германию и в одиночестве, то есть без союзников. И тогда, конечно, уже совершенно восприятие Советского союза в глазах союзников изменилось",- считает Виктор Скрябин, зам. директора Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Открыть второй фронт Черчилль согласился, но не в Нормандии, а на Балканах, что для перестановки немецких сил не играло никакой роли. В какой-то момент конференция оказалась на грани срыва. Сталин, поняв, что диалог зашел в тупик, пошел ва-банк, и со словами "нас здесь не понимают" собрался уходить. Ситуацию пришлось спасать Рузвельту, предложившему перенести разговор на после обеда.
"А что было на обеде? На обеде были алкогольные напитки, которые расслабили трех лидеров, и была очень вкусная пища. Вот бренди, может, его (Черчилля, - ред.) немножко расслабил, тут все средства были хороши. И в этот момент расслабления решение было принято. Второй фронт должен был быть открыт",- рассказывает Николай Долгополов, зам. главного редактора "Российской газеты", автор книги "Гении внешней разведки".
Между тем, Германия готовила спецоперацию по устранению лидеров "большой тройки". Ее возглавил знаменитый Отто Скорцени, без единого выстрела освободивший из заключения Муссолини. Но самого лучшего диверсанта Третьего рейха переиграл 18-летний советский разведчик.
"Были в мою группу завербованы семь человек, в том числе и моя будущая супруга, которая сидит сейчас здесь, и нам было поставлено задание работать с фашистами, с фашистской агентурой и резидентурой в Тегеране", - вспоминает Геворк Вартанян, разведчик, герой Советского союза.
"Там была радиоигра, удалось запеленговать и расшифровать передачи, перетащить немецких радистов на свою сторону, а затем наоборот дать понять, что они работают под контролем",- уточняет Владимир Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память".
Лишь спустя время Черчилль и Рузвельт узнали, что их спасла советская контрразведка. Итоговый документ, на котором наставал Сталин, был подписан карандашом всего на двух мятых листочках, решивших судьбу послевоеннойГермании и всей Европы.
 
 
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой