70 лет назад в Москве был заключен пакт Молотова-Риббентропа
23 Августа 2009
Репортаж Павла Пчёлкина
Cоветско-германский договор о ненападении, более известный как пакт Молотова — Риббентропа — по фамилиям подписавших его министров иностранных дел — до сих пор вызывает серьёзные споры среди историков и политиков
23 августа 1939 года на центральном аэродроме имени Фрунзе приземлился немецкий транспортник "Фокевульф-200 Кондор". После короткой протокольной встречи делегация во главе с министром иностранных дел Германии Йохимом фон Риббентропом отправилась в Кремль, чтобы обсудить последние детали договора о ненападении между СССР и Германией.
Подписав этот документ, обе стороны развязали друг другу руки, перед, как оказалось, самой кровопролитной войной в истории человечества. Российские историки далеки от того, чтобы оправдывать Сталина, но напоминают, что пакт Молотова — Риббентропа, был для него последней возможностью отсрочить войну с Германией. Тогда в 1939 всем уже было ясно: Гитлер готовится к войне и начнет ее, раньше или позже. Шанс остановить его не был использован.
В особняке МИДа на Спиридоновке в Москве летом 1939 года шли трудные переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении военного союза. К этому времени Москва почти четыре месяца буквально уговаривала Лондон и Париж создать военную коалицию против Германии. Предлагала план совместных действий на случай войны. Но, как оказалось, приехавшие сюда британская и французская делегации, даже не имели полномочий что-либо подписывать. Переговоры провалились.
Лев Соцков, историк, генерал-майор Службы внешней разведки: "Если бы московские переговоры августа 1939 года были успешными, то тогда Гитлеру противостояла бы мощная группировка, которая включала бы Красную Армию, французскую армию, польскую армию, английскую армию. Самые грубые подсчеты показывают, что это было бы двойное превосходство".
Лев Соцков представил недавно в Москве сборник рассекреченных Службой внешней разведки донесений советской агентуры, работавшей на Западе, из которых в частности следует, что английская делегация на этих трехсторонних переговорах изначально получила секретную инструкцию от правительства: переговоры вести, но ни о чем не договариваться.
Вот что писала разгневанная британская пресса на следующий день после заключения советско-германского пакта.
Газета "Ньюс Кроникл": "Британское правительство нашло предлоги, чтобы отклонить советское предложение о заключении пакта между Англией, СССР и Францией, сделанное в апреле. Никто не может предсказать, какой ценой крови и унижений должна заплатить Англия за антисоветские предубеждения британского правительства".
К концу 30-х военная машина Германии набрала колоссальную мощь. Англия и Франция с ужасом следили за растущими аппетитами Гитлера. Но все, что они были тогда готовы сделать, попытаться его задобрить. В сентябре 1938 года в Мюнхене лидеры Великобритании и Франции Чемберлен и Деладье соглашаются на требование Германии присоединить к рейху Судетсткую область Чехословакии. То есть фактически подарили Гитлеру территорию страны, которую прежде обещали защищать.
Вот что писал об этом чуть позже Уинстон Черчилль: "Под дулом пистолета потребовали один фунт стерлингов. По получении этой суммы, под дулом пистолета потребовали два фунта стерлингов. В конце концов, диктатор согласился взять 1 фунт 17 шиллингов и 6 пенсов, а остаток принял в форме заверений в доброй воле на будущее".
Но это только раззадорило Гитлера. После присоединения к рейху Австрии немцы, нарушив все договоренности, оккупируют оставшуюся часть Чехии. Делают Словакию своим протекторатом. От советских границ крепнущие части вермахта теперь отделяла только территория Польши. Все говорило о том, что переговоры в треугольнике Москва-Лондон-Париж затянулись неспроста.
Вячеслав Дашичев, профессор, доктор исторических наук: "В этом треугольнике сложилась тупиковая ситуация, которая в общем-то предопределила развязывание войны. Англия была заинтересована в том, чтобы направить агрессию фашистской Германии против Советского Союза, и Мюнхен служил олицетворением этой политики".
Заметим, что при разделе Чехословакии Польша тоже потребовала себе ее часть, Тешинскую Силезию. Гитлер не возражал. А Варшава категорически отказывалась от предложения Москвы, Лондона и Парижа в случае войны пропустить советские войска к границам Германии.
Словом, каждый из тех, кто на словах должен был противостоять Гитлеру, попросту делал все, чтобы напали на кого угодно, только не на него. И СССР не был исключением.
Лев Соцков, историк, генерал-майор Службы внешней разведки: "Советский Союз был последним, кто был в очереди получить эти бумажные, как оказалось, гарантии. У поляков гарантии были с 1934 года с секретными приложениями. Чемберлен приехал из Мюнхена, тоже заявил, что вечный мир теперь с Германией. Мы были последними в этой очереди".
Это было время, когда почти все, и сильные и слабые, играли в двойную игру. Пакты подобные тому, что был подписан Молотовым и Риббентропом в присутствии Сталина, мало бы отличался от тех, что имели с Гитлером другие европейские страны. Если бы не секретное приложение к документу. В нем СССР и Германия разграничили сферы интересов в Восточной Европе на случай, как сказано в нем, "территориального переустройства".
Не удивительно, что в советское время даже существование этого документа отрицалось. По нему в советскую зону влияния попадали Финляндия, Латвия, Бесарабия и часть Польши. Все, что к востоку от рек Висла, Нарва и Сан. К Германии отходило все, что западнее от этой линии.
В итоге сделки СССР получил двухлетнюю фору для подготовки к войне и отодвинул свои границы на сотни километров от Ленинграда, Одессы и Минска. Германия — возможность спокойно завоевывать Европу и готовиться к войне с СССР.
Моральная сторона дела, как и мнение стран, которые Гитлер и Сталин поделили между собой, в расчет не принимались. Это было тогда в мировой политике делом привычным, а подчас остается таковым и сегодня.