Русская военная эмиграция 20-40-х годов. Документы и материалы. Том 1.
Книга первая: Так начиналось изгнанье. 1920-1922 гг. Книга вторая: На
чужбине. - М.: Гея, 1998.
МНОГОТОМНОЕ издание по истории русской военной эмиграции осуществляет уже снискавшее высокую оценку среди специалистов издательство "Гея", хорошо известное читателям "НВО" благодаря продолжающейся мемуарной серии "Рассекреченные жизни". Новый проект "Геи" подготовлен совместным коллективом специалистов Института военной истории МО РФ, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки. Выпуск первого тома "Русской военной эмиграции" стал возможен после рассекречивания массива документов спецслужб из архивов ФСБ и СВР. Почти все материалы публикуются впервые, снабжены подробными комментариями.
Две книги под названием "Так начиналось изгнанье. 1920-1922 гг.", составившие первый том серии, посвящены истории возникновения русской военной эмиграции, возвращению некоторых ее представителей в Россию, а также эмигрантских зарубежных центров, связанных с иностранными спецслужбами. Уникальные документы рисуют портреты видных военачальников той эпохи, оказавшихся на чужбине, показывают "изнутри" работу политических, военных и разведывательных центров русского зарубежья, их противоборство с ВЧК, их порою несхожие взгляды на молодую Советскую республику.
Как явствует из документов, барон Врангель, став руководителем белого движения на Юге России, едва ли рассчитывал на его победоносное завершение.
Важное значение придавалось ведению диверсионных и разведывательных операций в тылу Красной Армии, а после Гражданской войны - агентурному проникновению в органы советской власти на местах.
Документы подтверждают, что без политического, дипломатического, а особенно военного вмешательства стран Антанты в русские дела вряд ли братоубийственная война в России достигла бы значительного размаха. Именно союзники царского самодержавия по первой мировой войне обеспечивали материальную и военную поддержку созданию различных удельных "правительств" антибольшевистского толка, что не только ослабляло Россию, но и вело к ее распаду. Разведывательные структуры белоэмигрантских организаций, а также спецслужбы Англии, Франции, Польши вели активную подготовку мятежей и восстаний в России. Для этого привлекались известные организаторы диверсионной и террористической деятельности, такие, например, как британский разведчик Сидней Рейли, шеф эмигрантской разведсети Владимир Орлов, братья Савинковы.
На Рейли возлагалась задача координации действий русской, украинской и польской военных разведок, поэтому в ноябре 1920 г. он прибыл в Польшу для установления контактов среди белой эмиграции. Англией и Францией совместно с русской военно-морской разведкой в Лондоне разрабатывались планы восстания в Кронштадте и Петрограде. По документам установлено, как мятеж, вспыхнувший в марте 1921 г., тщательно готовился и финансировался из западных столиц. Видна и роль разветвленной агентурной сети, руководимой Борисом и Виктором Савинковыми. В целом к началу 20-х г. белоэмигрантские разведка и контрразведка представляли серьезную силу. За их спиной стояли Англия, Франция и некоторые другие государства.
Всего в текст первого тома "Так начиналось изгнанье" включены помимо обширного авторского предисловия и примечаний 306 документов, главным образом имеющих информационный и отчетно-распорядительный характер. Это приказы, распоряжения, аналитические записки, справки, донесения, отражающие предысторию разгрома белых армий на северо-западе, западе и юге России, исход военных эмигрантов и деятельность их организаций за рубежом.
Именной указатель тома насчитывает более двух тысяч фамилий. Книги снабжены
множеством фотоиллюстраций.