Пакистан

В области ядерного оружия

Пакистан является членом МАГАТЭ, однако не присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и к Конвенции о физической защите ядерного материала, не участвует в международных договоренностях относительно контроля за ядерным экспортом.

Пакистан обладает ядерным потенциалом военного назначения. Военно-прикладная исследовательская и производственная программа Пакистана отличается наличием развитой инфраструктуры и достаточно высоким техническим уровнем.

Военная ядерная программа была начата в середине 70-х годов и первоначально была ориентирована на урановый путь создания ядерного оружия.

Ключевой фигурой в ядерной программе стал доктор Абдул Кадирхан, который эффективно использовал опыт, накопленный во время работы в Голландии.

Работы по созданию обогатительных мощностей были начаты Пакистаном в 1974 году Серьезную роль в создании производств исходного сырья (гексафторида урана) для обогащения урана сыграли немецкие фирмы, хотя сотрудничество с ФРГ по официальным каналам отсутствует. В 1980 году в Мултане вошел в строй завод по производству гексафторида урана годовой мощностью 218 т, спроектированный и построенный одной из немецких фирм в нарушение экспортных законов ФРГ. К 1984 году были смонтированы экспериментальная установка по разделению изотопов урана методом центрифугирования в Сихала и первая линия промышленного обогатительного завода в Кахута. По имеющимся оценкам при выходе на проектные мощности завод в Кахуте смог бы производить ежегодно высокообогащенный уран в количестве, достаточном для изготовления 12 ядерных взрывных устройств. В 1988 году появились сообщения о строительстве второго обогатительного завода недалеко от Исламабада (Голра Шариф), где в районе Вах расположен также комплекс точной механики, где, как предполагается, ведется изготовление компонентов ядерных взрывных устройств.

По требованию США Пакистан прекратил наработку оружейного урана. Производственные мощности были законсервированы, однако производство может быть возобновлено в кратчайшие сроки.

В Пакистане созданы мощности по производству тяжелой воды. В 1976 году при содействии Канады в Карачи была пущена установка, способная обеспечить потребности АЭС "Канупп". В 1980 году фирма Belgonucieare принимала участие в строительстве установки в Мултане мощностью 13 тонн тяжелой воды, на которую не рапространяются гарантии МАГАТЭ.

В последние годы отмечаются признаки проведения военной ядерной программы, ориентированной на использование плутония. В стадии строительства находится реактор мощностью 70 МВт, который может использоваться как производственный. К настоящему времени на этом объекте выполнено около половины объема строительно-монтажных работ. Для выделения плутония, наработанного на этом реакторе, может использоваться радиохимическое производство в Чашне.

Для обеспечения предприятий по обогащению и переработке урана в Пакистане создана мощная и разветвленная государственная структура, которая успешно осуществляет тайные закупки материалов на границей. Особое внимание уделяется добыче технологий и материалов в США. Научно-техническая документация обогатительной установки методом центрифугирования была получена Пакистаном нелегальным путем в Нидерландах. В Швейцарии закуплены вакуумные клапаны, испарители и конденсаторы для центрифуг; в Великобритании, Канаде и США — электрические инвертеры; во Франции — испарители, растворители и другие компоненты. Свыше 70 фирм ФРГ в обход немецких законов осуществляли поставки современного электронного и измерительного оборудования, компрессоров, вакуумных печей, бериллия, циркония, а также оборудования для производства гексафторида урана.

Работой непосредственно в области ядерного оружия занимаются A.Q.Kan Research Laboratory, одно из подразделений Defence Science Technology Organization. В разработке находятся ядерные взрывные устройства имплозивного типа. "холодные испытания" разработанного устройства этого типа были проведены в 1986 году.

В настоящее время Пакистан, по разным оценкам, имеет от 4 до 7 ядерных устройств, изготовленных на основе высокообогащенного урана. Министр обороны страны подтвердил в одном из недавних выступлений, что Исламабад обладает "ядерной способностью". Сложившаяся ситуация вызвала некоторое обострение американо-пакистанских военных отношений и привела к принятию в сенате известной поправки Пресслера, стоящей сейчас в центре диалога между Исламабадом и Вашингтоном.

В области химического и биологического оружия

Достоверных данных о наличии в Пакистане химического оружия нет. Однако исследования военно-прикладного характера в этой области ведутся.

Имеющаяся информация не позволяет определить действенные масштабы этой программы. В то же время анализ сведений о научно-исследовательской базе, промышленных производствах, импорте сырья двойного назначения, об авариях, массовых отравлениях и других инцидентах в химической и биологической промышленности свидетельствует о наличии определенного потенциала для проведения работ химического и биологического характера.

Определенным индикатором отношения руководства страны к проблеме химического оружия является сдержанная позиция делегации Пакистана на Конференции ООН по разоружению в Женеве в отношении Конвенции по запрещению химического оружия.

Имеющиеся данные о пакистанских химических и биологических предприятиях показывают, что на них, прежде всего при производстве пестицидов, применяются технологии, которые могут использоваться для выпуска прекурсоров боевых отравляющих веществ.

Одним из новых признаков, ориентирующих на повышение внимания к возможному созданию некоторых видов химического Оружия, является закупка крупных партий химического сырья двойного использования. Так, имеются сведения о ввозе в страну применяемых при создании химического оружия соединений фосфора. Резко возросли (с 2,5 тонн в 1987 году до 31,4 тонн в 1991 году) закупки Пакистаном мышьяка за рубежом (Китай, Южная Корея, Гонконг). По достоверным данным, расположенные в Пакистане предприятия частных компаний (как национальных, так и филиалов западных) не применяют мышьяк. Имеющиеся сведения о характере технологий на государственных промышленных предприятиях не позволяют адекватно объяснить его использование в столь значительных масштабах. Несмотря на большой объем импортируемого мышьяка, сведения о нем полностью изъяты даже из служебного сборника таможенных тарифов.

Из оценок пакистанских специалистов по защите окружающей среды стало известно о значительных запасах пестицидов (десятки тысяч тонн только в провинциях Синд и Пенджаб), находящихся на длительном хранении. Учитывая постоянный дефицит пестицидов в сельском хозяйстве страны, накопление таких химикатов не находит какого-либо объяснения.

Установлено, что в Пакистане ведутся исследования в области химии токсичных и особо опасных веществ и микробиологии. Основными научными центрами, осуществляющими подобные работы, являются лаборатории микробиологии научно-технического подразделения министерства обороны (Defence Science Technology Organization), научно-исследовательский институт химии при университете в г. Карачи (HEJ Research Institute of Chemistry), факультет микробиологии университета в г. Карачи.

Вся тематика, связанная с химическим и биологическим оружием, является закрытой. Отсутствуют какие-либо научные публикации о деятельности химиков и биологов упомянутого выше подразделения министерства обороны, хотя его сотрудники постоянно участвуют в конференциях по микробиологии и токсинам.

В области средств доставки

С 1981 года Пакистан приступил к реализации собственной программы космических исследований с использованием закупаемых у США, Франции и Англии ракет. По лицензии французского научного центра космических исследований созданы два типа зондирующих ракет — "Рахнума", поднимающую полезную нагрузку массой 38 кг на высоту 100 км, и "Шахиар", доставляющую 55 кг на высоту 450 км. По заявлению официальных пакистанских лиц, в 1989 году были проведены испытания жидкостного ракетного двигателя отечественной ракеты-носителя, способной доставлять легкие ИСЗ на низкую околоземную орбиту. В том же году был произведен запуск многоступенчатой космической исследовательской ракеты-носителя, которая подняла контейнер с научными приборами весом 150 кг на высоту 480 км.

В апреле 1988 года Пакистан объявил об испытании баллистической ракеты собственного производства, способной достичь Бомбея и Дели. По некоторым данным, ее разработка была осуществлена при техническом содействии китайских и немецких специалистов. По сообщениям пакистанской стороны, в феврале 1989 года были проведены успешные испытания двух баллистических ракет "Хатф-1" и "Хатф-2" (модификация китайской М-11) с дальностью полета соответственно 80 и 300 км. Существенную помощь в разработке их некоторых компонентов, в частности инерциальных систем наведения, оказал Китай. Пакистанцы утверждают, что ракеты обладают высокой точностью и способны нести полезную нагрузку массой более 500 кг, что делает ее привлекательной как средство доставки ядерного оружия.

Военно-политическое руководство Пакистана объявило, что планирует добиться самообеспечения в производстве всех видов оружия и что в дополнение к уже существующим создается еще одна баллистическая ракета с дальностью 600 км. Одновременно предпринимаются попытки увеличить дальность ракеты "Хафт-2" до 650 км с полезной нагрузкой до 1000кг.

Помимо создания собственных систем, Исламабад стремится пополнить свой ракетный арсенал за счет закупок в Китае. В 1989 — 1990 годах он вел переговоры о приобретении комплексов "Силкуорм" и РМД М-9 (600 км). В 1991 году зафиксировано начало развертывания на территории Пакистана пусковых установок для китайских РМД М-11 (300 км), несколько комплектов которых были переданы Исламабаду.

Предложение о закупке у Пхеньяна ракет подобного класса было снято в связи с резко негативной реакцией США и возможностью дополнительных экономических санкций со стороны Вашингтона.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой