КНДР

Руководством КНДР на протяжении ряда лет предпринимались усилия по одновременному созданию потенциала всех трех видов ОМУ — ядерного, химического и биологического. Параллельно осуществлялась разработка средств его доставки. Однако интенсивность и продуктивность работ по каждому из этих направлений были и остаются неодинаковыми, и на сегодняшний день положение дел характеризуется различной степенью продвинутости и завершенности.

В области ядерного оружия

В настоящее время КНДР не располагает ядерным оружием. Вместе с тем в течение сравнительно длительного периода КНДР развивает военно-прикладную программу в ядерной сфере, которая находится в продвинутом состоянии, хотя и не отличается высоким научно-техническим и технологическим уровнем. В программе ядерных исследований принимают участие специалисты Национальной народной армии КНДР.

Северная Корея располагает количеством сырья, вполне достаточным для развития ядерной энергетики. Запасы урановых месторождений оцениваются в 26 млн. тонн руды (более 15 тыс. тонн урана). На базе имеющихся сырьевых ресурсов в 60-е годы с помощью СССР и КНР была развернута работа по созданию научно-экспериментальной инфраструктуры, подготовке необходимого контингента специалистов и строительству производственных мощностей в атомной промышленности мирной направленности.

К настоящему времени в стране действует ряд специализированных НИИ, в том числе Атомный научно-исследовательский центр в Ненбене, институты ядерной энергетики и радиологии, отделение ядерной физики в Пхеньянском университете, кафедра технологий ядерных исследований в политехническом институте им. Ким Чака.

КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и Соглашение о поставке всей своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ.

В течение почти трех десятилетий реализации ядерной программы в КНДР создана сеть объектов атомной промышленности, среди которых под углом их возможного использования для целей военно-прикладных исследований следует выделить следующие:

  1. Специальная лаборатория в Пхеньянском университете им. Ким Ир Сена, где проводятся работы в области экспериментальной ядерной физики.
  2. Завод по производству топливных стержней и хранилище для них в Атомном научно-исследовательском центре в Ненбене.
  3. Исследовательский ядерный реактор мощностью 5 МВт в Ненбене.
  4. Ядерный реактор мощностью 50 МВт в Ненбене. По утверждениям северокорейской стороны, он находится в стадии строительства. Обращает на себя внимание тот факт, что оба реактора мощностью 5 и 50 МВт относятся к категории реакторов двойного назначения и могут использоваться как для выработки электроэнергии, так и для наработки оружейного плутония.
  5. Радиохимическая лаборатория Института радиохимии в Ненбене.
  6. Строящийся газографитный реактор мощностью 200 МВт на природном уране в Таечхоне.
  7. Урановые шахты в Пакчхоне и Пенгасане.
  8. Два завода по обогащению урана.
  9. Установленные зоны планируемого строительства трех энергетических реакторов мощностью 635 МВт каждый.

Имеющиеся данные тем не менее свидетельствуют о том, что широко распространенные оценки о "прорыве" в деле создания КНДР собственного ядерного оружия вызывают серьезные сомнения. В разработанной КНДР еще в начале 70-х годов технологической цепочке: освоение сырьевой базы — научно-экспериментальные исследования — наработка расщепляющегося материала — создание взрывного устройства — проведение его полигонных испытаний — "доводка" средств доставки — создание ядерного оружия сегодня возник разрыв. Он произошел на этапе наработки плутония.

Проведенные в течение 1992 года инспекции перечисленных выше ядерных объектов КНДР экспертами МАГАТЭ не позволили сделать однозначного вывода о том, что северокорейское руководство отказалось от планов их использования для проведения военно-прикладных исследований. Вместе с тем начало реализации соглашения между Пхеньяном и МАГАТЭ о проведении инспекций северокорейских ядерных объектов существенно повысило транспарентность ядерной программы КНДР и создало хороший задел для более объективной оценки ее состояния и целей. Одновременно существенный позитивный вклад могли бы внести ведущиеся консультации между Северной и Южной Кореей о взаимных инспекциях ядерных объектов.

В области химического оружия

Сведения, которыми располагают международные эксперты, свидетельствуют о наличии в КНДР программы военно-прикладных работ в химической сфере и адекватной промышленной базы. Хотя высокая степень засекреченности проводимых исследований создает серьезные трудности для анализа истинной картины в этой области, имеются утверждения США и Южной Кореи о наличии у Северной Кореи запасов отравляющих веществ. Отвечая на них, представитель МИД Северной Кореи сделал в начале 1993 года следующее заявление: "У КНДР никогда не было никакого химического оружия, в позиции ее правительства против его разработки, производства, хранения и применения изменений не произошло". Вместе с тем КНДР не участвовала в состоявшейся в январе 1993 года в Париже церемонии подписания международной Конвенции по химическому оружию.

В области биологического оружия

По этим же оценкам, Северная Корея проводит прикладные военно-биологические исследования в целом ряде университетов, медицинских институтов, специализированных НИИ. В этих научных центрах ведутся работы с возбудителями сибирской язвы, холеры, бубонной чумы и оспы. Испытания агентов БО проводятся на принадлежащих КНДР островных территориях. Сведении о наступательном характере этих программ не поступало.

В области средств доставки

Основу северокорейского потенциала средств доставки составляют баллистические ракеты малого радиуса действия типа "Фрог-5" и "Фрог-7", приобретенные КНДР в СССР в конце 50-х годов, усовершенствованные ракеты "Скад-Б" также советского производства и их северокорейская модификация "Скад-С".

По полученной от Египта технологии КНДР производит усовершенствование приобретенных ранее в СССР ракет типа "Скад" и осуществляет их экспорт в страны Ближнего и Среднего Востока. Северокорейская РСД "Нодонг-1" с радиусом действия около 1 тыс. км, с которой КНДР намерена выйти на мировой рынок, находится в стадии испытаний. Совокупность имеющихся данных позволяет говорить о наличии у КНДР собственной ракетной промышленности, создающей образцы, которые могут быть использованы в качестве средств доставки химического, а после доработки — и ядерного оружия.

Вместе с тем развитие ракетной промышленности КНДР наталкивается на ряд объективных трудностей, связанных, прежде всего, с недостатком квалифицированных кадров ученых и инженеров для повышения научно-технологического уровня проводимых работ и сравнительно низким техническим состоянием промышленности. В этой связи северокорейской стороной ведется активный поиск необходимых специалистов за рубежом для того, чтобы превратить ракетостроение в конкурентоспособную экспортную отрасль.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой