Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииДокументыДополнительные "раздражители": реальность и мифы

Дополнительные "раздражители": реальность и мифы

События последних лет показывают, что ликвидация единого ядерного государства СССР и создание суверенных республик, на территориях четырех из которых все еще расположено ядерное оружие (Россия, Украина, Беларусь и Казахстан), а также частично связанный с этим процесс "утечки мозгов" явились дополнительными "раздражителями", осложняющими борьбу против распространения ОМУ.

Несмотря на декларированное Украиной, Беларусью и Казахстаном стремление стать безъядерными государствами, процесс полного избавления этих республик от оружия массового уничтожения требует времени. С учетом политической нестабильности на некоторых территориях бывшего Советского Союза возникла проблема и физической сохранности ядерных арсеналов.

Еще более актуальным становится обеспечение надежного контроля над радиоактивными и другими опасными материалами в центрах создания ОМУ, научно-исследовательских лабораториях и на предприятиях, использующих в технологических процессах отдельные виды ядерного сырья (радиоактивные изотопы, низкообогащенный уран и другие).

Широкий общественный резонанс вызывает проблема "утечки мозгов". Совпавшие по времени распад ряда бывших социалистических государств и резкий рост активности развивающихся государств в области создания ОМУ привели к определенному феномену на рынке научных знаний: одновременно появился и спрос на ядерные, химические и биологические "мозги", и их предложение. Большую тревогу вызывает возможность участия в военных программах развивающихся стран иностранных специалистов, в первую очередь из стран СНГ и Восточной Европы. Сокращение в этих странах военного бюджета, армий и производства вооружений, подчас непродуманная политика в области конверсии военного производства приводят к высвобождению большого числа высококвалифицированных специалистов.

Но и Восточная Европа, и СНГ в этом смысле не уникальны. Хотя в США и странах Западной Европы этот вопрос стоит не так остро, мировое сообщество вправе задуматься над последствиями, например, того, что число специалистов в оружейном ядерном комплексе Соединенных Штатов до 2000 года предполагается сократить с 30000 до 14500 человек, то есть более чем в два раза.

Тревожная картина выглядит еще более контрастно в условиях общего ослабления системы контроля за использованием научно-технических и военных разработок и специалистов, появления для специалистов возможности выехать или передать свои знания в страны "третьего мира".

Учитывая глобальный характер проблемы, только широкое международное сотрудничество и взаимодействие государств могут обеспечить основу для создания эффективного режима использования в мирных целях ученых и специалистов, работающих в областях, связанных с созданием ОМУ. Совместные проекты России, Германии, США и других стран, предусматривающие финансирование международных научных центров, в том числе на территории России, различные системы стажировки и работы российских ученых в авторитетных западных научных центрах являются примером конструктивной реакции на возникший вызов.

Однако нельзя считать эти меры панацеей от "утечки мозгов". Неадекватная оценка в странах, испытывающих серьезные экономические трудности, деятельности работников науки и наукоемких производств, в том числе и в виде оплаты их труда, всегда будет благодатной почвой для "переманивания" специалистов теми, кто заинтересован в их "мозгах" и способен их оплатить.

Вместе с тем в области разработки и производства ОМУ для всех государств, а сегодня в первую очередь для тех, которые, проходя через тяжелый период, образовались на территории бывшего Советского Союза или изменили общественно-политический профиль в Восточной Европе, необходимо принятие жестких ограничительных законодательных и административных мер, призванных стать препятствием на пути такой утечки мозгов и технологий.

Речь, по мнению экспертов СВР России, идет о необходимости сочетания как национальных, так и межгосударственных, многосторонних мер. На лиц, непосредственно занятых в производстве ОМУ, должен, очевидно, распространяться запрет на выезд из страны на определенный период времени. Нужно, чтобы такой запрет имел под собой законодательную основу. Однако, судя по всему, и этого недостаточно. Во-первых, опасность могут представлять специалисты-эмигранты, занимающиеся исследованиями, конструированием и производством в смежных с ОМУ областях. Во-вторых, не исключен выезд специалистов сначала в страны, не входящие, условно говоря, в зону "риска", а затем их реэмиграция в те государства, которые создают ОМУ. С учетом таких возможностей, по-видимому, следует продумать систему национальных санкций и межгосударственных многосторонних соглашений, налагающих ответственность на специалистов — граждан одних государств, участвующих в создании ОМУ в других государствах.

Представляется, что эта тема должна, чем раньше, тем лучше, привлечь к себе внимание политологов, юристов-международников, стать предметом всестороннего обсуждения, а возможно, и рассмотрения в соответствующих органах ООН и других международных организациях.

В таких условиях большое значение приобретает использование методов разведки для отслеживания такой "миграции" в страны "повышенного риска", поддержка в строгом соответствии с законами и конституцией мер, направленных на нейтрализацию усилий по "переманиванию" специалистов в эти страны, обмен информацией по этому вопросу с разведывательными службами других государств, незаинтересованных в распространении ОМУ.

Утечка "мозгов", технологий и сырья, связанных с производством ОМУ, не надуманная проблема, она существует. Вместе с тем ажиотаж, домыслы и даже целенаправленная дезинформация, попадающая на страницы печати, зачастую создают неадекватное представление о действительном положении дел в этой сфере. Например, в России, которая часто фигурирует как едва ли не основной источник утечки ''ядерных мозгов", среди многих сот тысяч специалистов и ученых, работающих в ядерной физике, химии, биологии и даже ракетостроении, сравнительно небольшой процент располагает секретами конструирования, расчета, моделирования и сборки экспериментальных и боевых образцов систем оружия массового уничтожения. У СВР России на начало 1993 года не было данных, свидетельствующих о том, что такого рода российские специалисты работают в странах "третьего мира", производящих или налаживающих производство ОМУ.

Другой пример — неоднократно тиражируемая дезинформация об "утечке" в Иран ядерных боеголовок и ядерных снарядов из Казахстана или периодически появляющиеся сообщения о контрабандной продаже в Европе обогащенного урана, плутония и другого ядерного сырья российского происхождения. Распространение "информации" такого рода, сдобренной небылицами и фальсификациями, по мнению экспертов СВР России, похоже на "активные мероприятия" в интересах тех иностранных компаний, которые хотели бы избежать конкуренции российских и других поставщиков на мировом рынке расщепляющихся материалов.

Специального внимания в этой связи заслуживает проблема так называемой "красной ртути".

Вопрос возник в 1990 году, и с тех пор продолжается ажиотажная кампания, подпитываемая сообщениями о предложениях российских и иностранных компаний оформить подчас многомиллиардные сделки с назначением цены этого продукта до 600 тыс. долларов за килограмм, что, в частности, дороже сверхчистой платины или обогащенного урана.

Проведенными проверками было установлено, что соединение с указываемыми в заявках химической формулой и характеристиками в природе не существует и ни одним предприятием России не производится. Это было подтверждено Министерством промышленности, Минатомом России, а также Российской академией наук.

Стало ясно, что ряд предпринимателей, представляя якобы интересы предприятий — изготовителей "красной ртути", на деле пытался обманным путем нажиться на посредничестве между покупателем и, как выяснилось, не существующим производителем. При этом для достижения своих целей ими использовались мошеннические методы, включая ссылки на "высокое покровительство" и предъявление сфальсифицированных сертификатов и другой документации.

Правоохранительным органам РФ удалось провести основательное выяснение обстоятельств. По результатам проведенной работы можно с уверенностью предположить, что под прикрытием сделок с "красной ртутью" осуществлялись крупномасштабные международные финансовые махинации, использующие "поставки" из СНГ для "отмывания" преступно нажитых капиталов как дельцами Запада (наркомафия), так и отечественными криминальными структурами. При этом, как документально подтверждено, под видом "красной ртути" из страны в ряде случаев производился вывоз стратегических материалов — драгоценных и редкоземельных металлов (платина, золото, осмий, индий, уран и др.), переправлявшихся за рубеж в виде амальгам.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой