Они помогали тегеранской резидентуре в борьбе с фашистскими спецслужбами
Во время второй мировой войны Иран играл ключевую роль на Ближнем и Среднем Востоке, и поэтому разведывательной работе в этой стране уделялось первостепенное внимание.
В Тегеране была создана главная резидентура, которую возглавил известный разведчик И.И. Агаянц. Ей были подчинены периферийные резидентуры и разведпункты, число которых колебалось в разные годы от 35 до 41, в них работали 120 оперативных сотрудников. Задачи разведки были определены конкретно и четко. Приоритетной задачей было создание "агентурной сети в целях выявления агентуры иностранных разведок, враждебных СССР организаций, предотвращение возможных диверсий и иной подрывной работы, направленной на срыв военно-хозяйственных мероприятий, проводимых СССР в Иране".
И эта задача была решена: в многочисленной агентурной сети (в архивных делах СВР называется цифра — до 400 агентов) состояли влиятельные и хорошо информированные лица из разных слоев иранского общества, способные решать разведывательные задачи.
Есть возможность рассказать также о нескольких эпизодах самоотверженной деятельности группы молодых людей, почти подростков, которые добровольно, бескорыстно и с энтузиазмом помогали тегеранской резидентуре в борьбе с фашистскими спецслужбами и с широкой сетью их агентуры. Во главе группы из семи человек стоял будущий Герой Советского Союза, крупный разведчик Амир (Г.А.Вартанян), которому в то время было всего 17 лет.
Он посвятил жизнь разведке с юности, долгие годы выполнял ее задания в сложных условиях, и по сей день продолжает благородную службу.
Амир связал свою судьбу с разведкой в феврале 1940 года, когда добровольно установил прямой контакт с тегеранской резидентурой. Большую роль в его жизни сыграл возглавлявший в годы войны внешнюю разведку в Иране И.И. Агаянц. Иван Иванович оставил глубокий след в истории советской разведки.
Именно Ивану Ивановичу Амир обязан тем, что тяжелая и опасная работа в разведке окрасилась для него в те суровые годы в тона героического романтизма, и он раз и навсегда понял, что она может приносить глубокое удовлетворение, если идет на пользу Отечеству и служит благородным целям. На первых порах молодому человеку поручили подобрать несколько надежных товарищей, его сверстников, и организовать группу для оказания помощи старшим коллегам из резидентуры в выявлении многочисленных фашистских пособников в Тегеране и других городах.
Вскоре ему удалось привлечь к этому делу семерых друзей и единомышленников, готовых бороться с фашизмом. Как принято в разведке, все получили псевдонимы. Они были молоды, отважны и охотно включились в работу, нередко связанную с риском. Формированию и обучению группы в резидентуре уделяли много времени и внимания и как-то раз в шутку окрестили ее "легкой кавалерией". Это название за ней прочно закрепилось, и, может быть, причина была в том, что "семерка" передвигалась по городу на велосипедах, других транспортных средств у нее не было, и только в 1942 году в ее распоряжении оказался трофейный немецкий мотоцикл. Постепенно группа превратилась в бригаду наружного наблюдения и одновременно, если говорить современным языком, в отряд быстрого реагирования, составленный из "боевой агентуры, способной выполнять специальные задания". Добрый десяток лет группа активно работала против немецких спецслужб в Иране, против антисоветских националистических организаций и иранских профашистских формирований.
Архивные дела внешней разведки беспристрастно свидетельствуют о результативности работы "семерки": за пару лет с ее помощью было выявлено не менее 400 лиц, так или иначе связанных с германскими разведслужбами. Понятно, что "кавалеристы" действовали по наводкам резидентуры, однако иной раз они самостоятельно выходили на немецких пособников и сообщали о них своим кураторам из резидентуры.
Летом 1943 года, накануне Тегеранской конференции глав союзных держав, "кавалеристам" удалось первыми добыть важную информацию о десанте передовой группы из шести немецких "коммандос", сброшенных на парашютах в 70 километрах от иранской столицы. Члены группы переоделись в иранскую одежду, перекрасили волосы и незаметно разместились на конспиративной квартире. Эти ухищрения, однако, не помогли: все члены группы были арестованы после того, как работа их радиостанций была запеленгована и их сообщения в Берлин дешифрованы. Благодаря успешной работе разведок союзных держав, в том числе и группы Амира, "довольно выгодное для немцев дело" провалилось.
В годы войны Великобритания была союзницей СССР, и ее спецслужбы сотрудничали с нашей разведкой, но это не мешало им одновременно вести против нас враждебную работу. Так, в Тегеране англичане под видом любительского радиоклуба создали разведывательную школу, в которой организовали обучение и подготовку шпионов и лазутчиков для засылки на территорию советских республик Средней Азии и Закавказья. Расчетливые англичане отдавали при наборе в школу предпочтение лицам, владевшим русским языком, чтобы не тратить время и деньги на его изучение курсантами. Но шила в мешке не утаишь, и о разведшколе стало известно нашей резидентуре. Амир получил задание внедриться в нее, и это ему удалось: он был принят в число слушателей. Сразу же началась работа по установке контингента курсантов школы, к которой подключилась вся "кавалерийская бригада". В течение двух-трех недель была собрана подробная информация о самой школе и о ее курсантах. В школе Амир получил добротную оперативную подготовку, которая пригодилась ему впоследствии. Его научили там многим премудростям разведывательного ремесла: двусторонней радиосвязи, тайнописи, тайниковым операциям, пользованию шифрами, методам вербовки агентуры. Он по сей день благодарен своим английским учителям: учеба в школе была поставлена основательно, и курсанты приобретали прочные знания и навыки.
Собранные Амиром сведения были переданы в резидентуру. В результате английские агенты — курсанты школы стали известны Центру, и были приняты необходимые меры по их аресту после того, как их тайно забрасывали на территорию СССР. Некоторых из арестованных парашютистов перевербовывали, и они начинали действовать под нашу диктовку. Словом, разведшкола стала работать на холостом ходу. После вмешательства советского представителя в скором времени школа прекратила свое существование.
В 1942 году Амир привлек к работе в группе молодую девушку, которая затем стала его женой и боевой подругой, прошедшей вместе с ним долгий путь в разведке. Им довелось работать много лет в экстремальных условиях и сложной обстановке в разных странах мира, оба награждены орденами и медалями. Недавно Амир и его жена отметили золотую свадьбу.
Девушка отличалась находчивостью и наблюдательностью, смело шла на риск, добиваясь четкого выполнения тех или иных заданий, которые ей поручались. Благодаря ей были выявлены многие фашистские агенты, а также предатели. Ей было всего 16 лет, когда она сумела предотвратить переход на сторону врага двух советских летчиков, перелетевших на своих самолетах в Иран из Баку. Фашистская агентура постаралась их надежно укрыть, и немцы готовились тайно переправить летчиков в Германию, однако их убежище было обнаружено, дезертиры были арестованы и понесли наказание.
Деятельность группы Амира, разумеется, находилась под ежедневным контролем и опекой старших товарищей из резидентуры.