Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения

Ирак

До недавнего времени Ирак стремился к обладанию в той или иной степени всеми видами ОМУ. Он является единственной арабской страной, имеющей опыт боевого применения химического оружия в 1983-1984 годах (против Ирана и иракских курдов) и ракетного оружия в 1981—1988 и 1991 годах (против Ирана, Израиля, Саудовской Аравии). В Ираке осуществлялась также достаточно широкая программа ядерных исследований и велись биологические разработки в военно-прикладных целях.

К началу 1993 года Спецкомиссия ООН и МАГАТЭ завершили уничтожение иракских наработок в области ОМУ на основании серии резолюций СБ ООН, важнейшей из которых является резолюция № 687 о разоружении Ирака в связи с его агрессией против Кувейта в начале 1991 года. Одновременно, в соответствии с резолюцией № 715, Спецкомиссия и МАГАТЭ осуществляли подготовку к долгосрочному контролю в Ираке в целях недопущения возрождения иракских программ ОМУ.

Претворение в жизнь обеих резолюций несколько тормозится тем, что некоторые пункты и положения, в частности относящиеся к материалам двойного назначения, допускают неоднозначное толкование. Политические осложнения были привнесены попытками иракцев скрыть от инспекторов ООН часть запасов ОМУ, а также некоторые наработки в этой области, что использовалось для ужесточения международных санкций в отношении Ирака вплоть до угрозы нового применения против Ирака вооруженной силы.

Ситуацию в сфере ОМУ в Ираке можно охарактеризовать следующим образом.

В области ядерного оружия

Ирак — участник Договора о нераспространении ядерного оружия, член МАГАТЭ. Однако это не помешало ему вести разработку ядерного оружия.

Заместитель премьер-министра Ирака Т.Азиз я беседе с председателем Спецкомиссии Р.Экеусом в Багдаде в октябре 1991 года признал, что Ирак затратил на это "миллиарды долларов".

Однако можно считать доказанным, что к моменту начала операции "Буря в пустыне" Ирак не имел ядерного взрывного устройства. Группа МАГАТЭ по проведению инспекции пришла к этому выводу на том основании, что Ирак не располагает достаточным количеством специального делящегося материала. Программа Ирака по созданию ядерного оружия находилась на ранней стадии, о чем свидетельствуют размеры ее финансирования, обеспеченность оборудованием, материалами и людскими ресурсами. Очевидно также, что в результате военных действий многонациональных сил и инспекционной деятельности МАГАТЭ производственные мощности по получению специальных делящихся материалов были ликвидированы.

Значительные количества высокообогащенного урана находились в Ираке под гарантиями МАГАТЭ и из Ирака вывезены. Пока не ясно до конца, существуют ли запасы неучтенного специального делящегося материала, возможно поступившего из-за рубежа. Но если даже они существуют, производственные мощности для создания из них ядерного боезаряда выведены из строя.

Инициаторы резолюции 687 СБ ООН — США и Великобритания — основываясь на очевидном нарушении Ираком Договора о нераспространении ядерного оружия и соглашения о гарантиях МАГАТЭ, настаивают в дальнейшем на максимальном сужении рамок разрешенной Ираку ядерной деятельности.

В области химического оружия

Летом 1991 года Ирак заявил в Спецкомиссию о наличии 46 тыс. единиц снаряженных химических боеприпасов и около 700 тонн отравляющих веществ в боеприпасах и емкостях для хранения. В дальнейшем, по оценкам экспертов ООН, эти цифры увеличились до 55 тыс. боеприпасов и более 1,5 тыс. тонн ОВ. По состоянию на июнь 1991 года на главных площадках для уничтожения БОВ в р-не Самарра было сосредоточено свыше 341 тыс. единиц химических боеприпасов и 750 тонн БОВ типа иприт и VX. Ориентировочно программа уничтожения всех запасов БОВ рассчитана на год. Иракские власти проявляют заинтересованность в ее быстрой реализации из-за многочисленных случаев утечки БОВ, вызванных повреждениями емкостей для хранения и части боеприпасов во время операции "Буря в пустыне", а также процессами старения, разгерметизации и т.д.

В области биологического оружия

Биологическое оружие в Ираке не обнаружено. В настоящее время перед инспекциями ООН поставлена цель проверить заявления официальных представителей США, Великобритании, Германии, Израиля, Ирака и других стран о военной направленности ряда иракских биологических программ. Эти заявления основываются на косвенных данных, в частности на сигналах о работах в Ираке с биологическими агентами, потенциально пригодными для создания биологического оружия (тиф, холера, сибирская язва, туляремия, бубонная чума и др.). Некоторые эксперты обратили внимание на широкий спектр вакцин, производимых в Ираке (до 15 типов) и значительные производственные мощности, существенно превышающие потребности в них в мирное время (например, 12 млн. доз в год противоящурной вакцины при потребности страны в 2 млн. доз и даже меньше).

Углубленному анализу подвергаются зарубежные заказы Ирака на оборудование и биоматериалы двойного назначения (например, заказ Минобороны Ирака в Германии в мае 1989 года на большую партию нагревательных и сушильных приборов), а также приобретение Ираком 17 штаммов различных токсинов и бактерий в американской коллекции биокультур, в том числе туляремии.

Имеющиеся предположения пока не подтверждаются другими данными. В частности, отсутствуют сведения о системе хранения больших масс биологических агентов и, главное, об отработанных средствах доставки готового биологического оружия.

В области средств доставки

В соответствии с резолюцией 687 СБ ООН, в Ираке уничтожены все объявленные им баллистические ракеты дальностью действия свыше 150 км.

Вместе с тем Спецкомиссия ООН исходит из того, что около 200 единиц ракет типа "Скад" иракцы скрыли от инспекционных групп. По предположениям экспертов, они могут быть либо укрыты на территории Ирака, либо даже вывезены в некоторые другие арабские страны.

Кроме того, выявлено множество фактов импорта Ираком передовой ракетной технологии в целях развития собственного ракетостроения. В частности, инспекционные группы ООН обнаружили около двух десятков объектов; связанных с изготовлением, испытаниями и ремонтом баллистических ракет. Головным научным подразделением, включающим до 50 лаборатории, был секретный военный центр "Саад-16" около г.Мосул. Кроме того, Ирак располагал космическим центром "Аль-Анбар", недалеко от Багдада.

Этими оборонными предприятиями были осуществлена модернизация советской ракеты "Скад-Б" (300 км), на базе которой были созданы две модификации — "Аль-Хусейн" (600 км) и "Аль-Аббас" (900 км). Точное количество этих и других возможных модификаций "Скад-Б" также подлежит выяснению.

Несмотря на разрушение производственных мощностей по изготовлению ракет в ходе операции "Буря в пустыне" и инспекций ООН, на некоторых ракетных предприятиях иракцами начаты ремонтные и восстановительные работы, готовится их переоборудование.

Следующая часть